Госпереворот в Боливии
11 ноября под давлением общества и армии ушел в отставку президент Боливии Эво Моралес, руководивший страной с 2006 года. Осудили госпереворот многие политики, начиная Николасом Мадуро и заканчивая лидером лейбористской партии Великобритании Джереми Корбином.
Кто такой Эво Моралес?
Эво Моралес – первый президент латиноамериканской страны, который является представителем коренного индейского населения. Моралес стал человеком, установившим в государстве политическую стабильность, до него почти ни один президент не дотягивал до конца срока. Его политика отметилась серьезным снижением уровня бедности в стране, продвижением гендерного равноправия и даже защитой прав представителей ЛГБТ-сообщества. Для Моралеса чрезвычайно важным был вопрос экологии, что не помешало ему добиться высокого и стабильного экономического роста. Однако этого всего оказалось недостаточно для того, чтобы считаться демократичным.
Почему произошёл переворот?
В Боливии президентство ограничено двумя сроками, тем не менее, из-за отсутствия кандидатов от власти, Моралес решил рискнуть и выдвинуть свою кандидатуру уже в четвёртый раз, хоть несколько лет назад относительно такой возможности был проведён референдум, результаты которого оказались совсем не такими, какими их хотел видеть Моралес. На выручку пришёл Конституционный суд и аннулировал результаты референдума по причине мощной кампании против Моралеса, проводимой американцами.
Почему США не нравился Моралес?
Отличительной чертой политики президента Боливии на протяжении всего правления оставался антиамериканизм. Иметь таких лидеров на своём «заднем дворе», если рассуждать в категориях доктрины Монро,США не нравилось никогда.
Была и ещё одна причина, менее очевидная, США пытаются бороться с наркотрафиком в своё государство, успехов в этом деле у них мало, но бьются они с этим невидимым врагом ожесточенно. Можно вспомнить пример Мануэля Норьеги, когда обвинение в наркотрафике стало причиной военного вторжения в Панаму. Норьегу не спасло даже то, что ранее он активно сотрудничал с ЦРУ и получал высокое жалование.
Моралес же будучи представителем индейцев, у которых выращивание листьев коки и их употребление считается неотъемлемой частью культуры. С самого начала своего правления Моралес препятствовал вырубке плантаций кокалеров (так называют людей выращивающих коку) и упрямо отстаивал права этих людей перед американцами, заявляя, что для многих бедных людей это единственный способ перенести тяжелый 16-18 рабочий день. Благодаря его активности на международной арене была принята поправка к Единой конвенции ООН о наркотических средствах 1961 г. о законности употребления листьев коки на территории Боливии.
Недовольство вызывала и антикапиталистическая риторика Моралеса. Несмотря на то, что политика экс-президента оставалась прагматичной, что помогло избежать экономических проблем, Моралес стремительно национализировал предприятия и природные ресурсы, чем вызвал недовольство бизнес-элит, которые в Латинской Америке традиционно нацелены на сотрудничество с США, так как оно обещает большие экономические выгоды.
Кто теперь станет президентом Боливии?
После отставки президента и высшего руководства, властные полномочия перешли к Жанин Аньес, являющейся вторым вице-спикером Сената и ярой противницей экс-президента. В стране ожидается проведение выборов, поэтому стоит уделить внимание личности Карлоса Месы, отставшего от Моралеса на выборах 20 октября всего лишь на 10% голосов.
В отличие от Моралеса Меса родился в очень богатой семье, сам является известным журналистом. Примечательно, что он уже пробовал себя в роли президента в 2003-2005 гг. И был вынужден уйти отставку из-за газового конфликта в Боливии, в ходе которого общество обвиняло самого Месу и его правительство в проведении политики выгодной Вашингтону. Именно тогда на политической сцене и появился Моралес, который после избрания прислушался к чаяниям народа, национализировав газовые месторождения.
Интересны взгляды Карлоса Месы, он считает, что демократия в странах Латинской Америки находится в постоянной опасности из-за давления беднейших слоёв населения и это является огромной проблемой. С одной стороны, это является правдой, но какие шаги может предложить потенциальный президент Боливии для преодоления бедности?Особенно учитывая, что переплюнуть 5% ежегодного прироста ВВП, достигнутых при Моралесе – это уже трудновыполнимая задача.
Почему Мадуро выстоял, а Моралес не смог?
Мадуро осудил государственный переворот в Боливии и заявил, что осуществили его те же силы, которые пытались устроить революцию в Венесуэле. Почему же Мадуро удалось выстоять, а Моралесу – нет?
Главной причиной можно с уверенностью назвать отсутствие у Моралеса поддержки военных, именно после предательства высшего командования он был вынужден уйти в отставку. С Мадуро дела обстоят иначе, хоть часть командования и отдельные солдаты и поддержали Гуайдо, высшее руководство осталось на стороне Мадуро, некоторые по личным причинам, например, из уважения к предшественнику Мадуро Уго Чавесу, другие – по более прагматичным причинам – Мадуро продолжал политику Чавеса по увеличению влияния и привилегий армии. В то время как у Моралеса с военными совсем не ладилось, в 2014 они протестовали против плохих условий для военнослужащих, экс-президент тогда видимо не понял, что пора поднимать тревогу.
Второй причиной является то, что в случае Боливии США никак не продемонстрировали своего вмешательства. Во время кризиса в Венесуэле Вашингтон даже угрожал военным вмешательством. Присутствие руки Белого Дома было настолько очевидно, что несмотря на то, что многие венесуэльцы не поддерживают политику Мадуро, они не примкнули к Гуайдо, которого воспринимали как американского ставленника. В Боливии США не создали такого ажиотажа, поэтому переворот выглядит более естественным.
Каковы последствия?
Трамп уже поспешил заявить, что отставка Моралеса должна стать сигналом для Кубы, Венесуэлы и Никарагуа, то есть для всех неугодных Вашингтону государств. Будущее самой Боливии под большим вопросом. Как и в любой латиноамериканской стране все зависит от того, кого поддержат военные, скорее всего, государство вновь погрузится в состояние политической турбулентности. Общество в Боливии слишком атомизировано, чтобы артикулировать четкие требования от власти. Если следующим президентом действительно станет Карлос Меса, будет очень интересно как он будет бороться с угрозой для демократии в виде бедных и как будет завоевывать поддержку военных.
Ксения Габбасова