Американские юристы хуже танков

Попавшая под проверку антикоррупционного законодательства США израильская компания «Тева» срывает государственные поставки жизненно важных для россиян лекарственных препаратов

тева

На фармакологическом рынке страны разгорается международный скандал – американское юридическое бюро срывает государственные поставки жизненно важных для россиян лекарственных препаратов. Причём препаратов, которые нельзя заменить ничем – они представлены только одним производителем. Как это стало возможно?

Эта на первый взгляд запутанная история является в то же время и очень показательной. В плане того, как американцы ведут себя в мире – не считаясь ни с кем и ни с чем. И речь идёт в данном случае не о политике, а о фармакологии. Ситуация усугубляется тем, что большая часть россиян может лишиться жизненно важных лекарственных препаратов. И хотя американские юристы во всей этой истории даже не третья, а четвёртая сторона, это не помешало им нарушить наш российский суверенитет. Заложниками здесь стали жизнь и здоровье наших граждан, подчеркиваю, не американских. Возможно, если бы речь шла о гражданах США, то американские юристы не стали бы вести себя так однозначно.

Капризы рынка

Как это стало возможно? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо начать издалека. В 2009 году на российский рынок пришёл крупный израильский производитель лекарственных средств – компания «ТеваФармасьютикал». Эта фирма хорошо известна в мире прежде всего как один из крупнейших мировых производителей так называемых дженериков. Специалисты знают, что уже одно это может стать поводом для дискуссий. Дженерики – это копии оригинальных препаратов, которые начинают производить, как правило, после истечения сроков лицензии его владельца. И понятно, что, поскольку «Тева» – один из лидеров в этом сегменте, у неё очень много в мире оппонентов. Это важный момент, суть которого станет понятной чуть ниже.

Для нас в данном случае важно, что «Тева» вышла на российский рынок с довольно большой номенклатурой, в том числе и дженериков. Но самое важное, что какую-то часть этих препаратов больше получить россиянам неоткуда – это, что называется, для нашего рынка эксклюзивное предложение. Основным (но не единственным) дистрибьютором в России у «Тевы» стал концерн «Биотэк». Этот холдинг известен тем, что является одним из крупнейших отечественных фармпроизводителей и одновременно входит в пятёрку крупнейших российских поставщиков лекарственных препаратов. «Биотэк» является сильным и постоянным участником государственных аукционов на поставку лекарственных препаратов, входящих в список жизненно необходимых. То есть тех, получение которых каждому россиянину гарантирует государство. Это, в общем-то, ключевой момент во всей истории.

До 2013 года сотрудничество «Биотэка» и «Тевы» развивалось стабильно и по нарастающей – объёмы поставок постоянно росли. Между компаниями был заключён соответствующий договор. Более того, израильтян это сотрудничество вполне устраивало. Об этом можно судить хотя бы по тому, что согласно условиям договора они предоставили «Биотэку» отсрочку платежей и, более того, по результатам поставок регулярно предоставляли определённые премии и бонусы (или, проще говоря, скидки).

Но летом 2013 года московский офис «Тевы» без объяснения причин вдруг прекратил поставки препаратов. Даже тех, по которым уже был заключены государственные контракты. В подвешенном состоянии оказалось ни много ни мало, а почти 80 (восемьдесят!) регионов страны. Причём в некоторые регионы часть препаратов «Тевы» уже была поставлена. Но израильская фирма остановила даже эти поставки. Я объясню, почему это особо вопиющий факт. Если препарат поступил в регион, то есть большая вероятность, что достаточно большому количеству пациентов он уже был назначен. И тут вдруг по странному капризу поставщика лечение было прекращено на полпути, так как, ещё раз повторюсь, по некоторым позициям «Тева» поставляла эксклюзивные препараты – речь идёт о десятках тысяч россиян, оказавшихся заложниками странных капризов поставщика.

За особенности американских законов предстоит расплачиваться россиянам. Нужно сказать, что для «Биотэка» это явилось настоящим ударом ниже пояса. Почему? Потому что за неисполнение госконтракта дистрибьютор может попасть в специальный чёрный список Минздрава и автоматически на два года лишиться права участвовать вообще во всех аукционах. Но самое неприятное было то, что израильтяне очень долго вообще отказывались объяснять, что происходит: остановили поставки, и всё! И это при официально действующем договоре, гарантиях и т.д.

uncle-samВ конце концов, после настойчивых просьб прояснить ситуацию иностранный поставщик с довольно большой неохотой пошёл на диалог. Выяснилось, что компания «Тева» якобы попала под проверку антикоррупционного законодательства США. На основании закона FCPA, направленного на противодействие коррупционной деятельности должностных лиц третьих стран. Вы спросите: а при чём здесь Россия? И здесь необходимо объяснение.

По нашей информации, данную проверку проводит комиссия по ценным бумагам США. Она якобы может проводить её в отношении любой компании, работающей на рынке страны, или компании, чьи ценные бумаги торгуются на нью-йоркской бирже. И у компании всегда есть выбор – или полностью уходить с американского рынка, или подчиниться. Во-втором случае она может получить штраф до 5 млрд долларов на юридическое лицо. И 10 млн заплатит конкретный руководитель. Одним словом, всё очень серьёзно. Причём из-за особенностей американского законодательства комиссии достаточно просто выдвинуть претензии к компании, и та может выбирать – или уходить, или доказывать свою правоту. То есть, говоря очень упрощённо (потому что на самом деле, конечно, не всё так однозначно), как бы к компании применяют презумпцию виновности, и та встаёт перед выбором. И здесь тоже существует несколько линий поведения. Можно собрать тома доказательств и идти в суд и судиться годами. А можно начать поиск компромисса, то есть не согласиться с заявленными претензиями в целом, но выразить некую добрую волю и начать торговаться по частностям. И тогда есть шанс отделаться в разы меньшим штрафом.

Но это тоже непросто. Для того чтобы это сделать, компания должна нанять специальную американскую фирму, которая аккредитована при комиссии по ценным бумагам. И эта американская фирма может начать проверять всю компанию буквально по косточкам, включая электронную почту и даже… эсэмэски сотрудников. Здесь есть ещё один важный момент. Такая проверка может идти не один год и стоить не 1 млн долларов. При этом на время проверки американское юридическое бюро, проводящее её, практически перехватывает управление компанией – её руководство обязано по всем шагам советоваться с американскими юристами. И если те сказали, к примеру, прекратить поставки в Россию, то они обязаны это сделать. Собственно, это и произошло с «Биотэком». Причём, чтобы было понятно, американская комиссия выдвинула претензии к «Теве» изначально в связи с её деятельностью в Латинской Америке. А в итоге волна докатилась до России.

Все должны жить по американским законам?

«Мы очень долго пытались просто вступить с ними в диалог, сначала с «Тевой», потом с их американскими юристами, – рассказывает официальный представитель «Биотэка». – И когда после долгих переговоров мы наконец вступили с ними в контакт, они, честно говоря, не озвучили ничего конкретно. А вместо этого буквально заявили нам следующее: хорошо бы и вам пройти такую проверку, я подчеркну, на соответствие американскому законодательству, чтобы нам, грубо говоря, легче жилось. То есть наймите аккредитованных при комиссии по ценным бумагам юристов, потратьте несколько миллионов долларов и предоставьте нам материалы. Мы, честно говоря, немного опешили от такой позиции. Но поскольку у нас все эти годы с «Тевой» было плодотворное сотрудничество, мы в общем-то были готовы на такой шаг. Мы приступили к переговорам с юристами в США. Но потом в процессе переговоров встал другой вопрос. Во-первых, проверка пусть идёт, но не могли бы вы начать выполнение тех обязательств, которые уже взяли на себя? И второе: после прохождения всех проверок вы гарантируете нам, что возобновите поставки? И ответ был потрясающим: на первую просьбу категорическое нет. А на второй американцы глубокомысленно заявили, что вы, мол, проверяйте, а мы потом посмотрим и, возможно, при определённых обстоятельствах в процессе проверки возобновим поставки. Понятно, что нам ничего не оставалось делать, как обращаться в суд».

«Мы считаем позицию, мягко говоря, неконструктивной, потому что у нас уже есть подобный опыт, – объясняет мне представитель российской компании. – Несколько лет назад под подобную процедуру попал другой наш поставщик – американская компания «Эли Лилли». Проверяли в том числе и её российские офисы. Так вот мы узнали об этом только после того, как проверка была закончена – они ни на минуту не прекращали свои поставки. Почему здесь понадобилось останавливать поставки, я не понимаю?»

Судебное разбирательство, разумеется, расставит точки над i. Показательно в этой истории поведение «самой демократичной страны в мире». Если не танками, так юристами вас оккупируем по всему миру! «Наша Версия» будет следить за развитием событий.

Марат Хайруллин
Ранее

Участник «стреляющей свадьбы» будет привлечен к ответственности

Далее

Уровень социального самочувствия в России вырос, а уровень недовольства властями снизился

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru