Финансовая терапия

Больницы вдвое нарастили закупки онкопрепаратов

За прошедший год российские больницы увеличили закупки лекарств от онкозаболеваний на 45% в физическом выражении и более чем вдвое в финансовом, выяснили «Известия». Теперь врачи могут не только обеспечить препаратами всех пациентов, но и повысить качество терапии, используя более медикаменты в полтора раза дороже, говорят эксперты. Однако из-за того что финансирование увеличилось лишь по линии ОМС, многие «домашние» больные вынуждены ежедневно приходить в стационар за таблетками, рассказали специалисты.

Быстрее, больше, сильнее

Сведения о госпитальных закупках противоопухолевых препаратов по запросу «Известий» предоставили в DSM Group. По данным организации, в январе–сентябре российские больницы закупили 8,9 млн упаковок онкологических лекарств. Это в полтора раза (на 45%) больше, чем в тот же период год назад и почти вдвое (на 85%) значительнее объема закупок 2014-го.

В финансовом выражении закупки онкологических препаратов выросли ощутимее. В январе-сентябре этого года больницы потратили на противоопухолевые препараты 60,7 млрд рублей. Это в два с лишним раза больше, чем в те же месяцы прошлого года, когда онкопрепараты обошлись в 26,2 млрд. Если же сравнивать с ситуацией пять лет назад, то расходы на противоопухолевые увеличились более чем вчетверо.

Упаковка таблеток в блистеры в лабораторно-промышленном комплексе
Упаковка таблеток в блистеры в лабораторно-промышленном комплексе. Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

Стоит отметить, что траты больниц на закупку препаратов от онкологии росли ежегодно как минимум последние пять лет. Однако увеличение обычно не превышало 25% в финансовом выражении и 21% в упаковках (в 2016 и 2018 годах в физическом объеме было снижение), следует из данных DSM Group.

В этом году противоопухолевые лекарства стали драйвером роста всего сегмента госпитальных закупок. В январе–сентябре больницы потратили на лекарства 204,1 млрд рублей — на 19% больше, чем в тот же период годом ранее. Хотя в физическом эквиваленте закупки сократились на 5%, до 599 млн упаковок.

Значительно вырос не только объем затрат на лекарства от онкологии, но и стоимость одной упаковки препарата. В январе-сентябре этого года она составила в среднем 6,8 тыс. рублей — это на 60% больше, чем в тот же период 2018-го (4,3 тыс. рублей) и почти в полтора раза больше, чем пять лет назад (2,9 тыс. рублей).

Кабинет старшей сестры онкологического отделения, где хранятся медицинские препараты
Кабинет старшей сестры онкологического отделения, где хранятся медицинские препараты. Фото: РИА Новости/Владимир Вяткин

Можно предполагать, что больницы стали закупать более дорогостоящие и качественные препараты, считает экс-директор Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) Владимир Гришин. Других объективных причин для кратного роста цен нет, пояснил он. Большинство препаратов от онкологии производится за рубежом (хотя могут быть расфасованы уже в России), однако кратных скачков курса валюты в последние несколько лет не происходило, напомнил эксперт.

— Конечно, с экономической точки зрения надо стремиться хотя бы к стабилизации цен. Возможно, наращивать объемы закупок, ведь оптом дешевле, — предложил Владимир Гришин.

Побочный эффект

В первую очередь увеличение закупок противоопухолевых препаратов связано с ростом финансирования в рамках стартовавшего в этом году федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями», отметил член правления Российского общества клинической онкологии (RUSSCO) Алексей Трякин. Согласно планам, объем выделенных средств на борьбу с раком должен только увеличиваться, уточнил он.

По словам эксперта, большинство пациентов с онкологией обеспечено лекарствами за счет государства. Однако увеличено лишь финансирование по линии ФОМС – эти деньги положены на терапию для пациентов в стационарах. Если верить зарубежной статистике, постоянно находиться в больнице необходимо примерно 20% больных, указал Алексей Трякин. Остальные могут лечиться амбулаторно — дома — и получать лекарства в рамках региональных и федеральных льгот, но здесь финансирование увеличилось не столь значительно (по данным DSM Group, закупки льготного лекарственного обеспечения в январе–сентябре выросли только на 5,7% в финансовом выражении и на 11,2% в физическом).

Пациентка в своей палате в Центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Димы Рогачева
Пациентка в своей палате в Центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Димы Рогачева. Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев

Чтобы обеспечить пациентов бесплатными лекарствами, врачи выкручиваются так: записывают пациента в дневной стационар, куда закупаются лекарства по ОМС, и больной каждый день приходит за таблетками, пояснил Алексей Трякин. По его словам, это создает и ощутимые неудобства для больных, и сложности с заполнением дополнительных документов для врачей. Однако отказаться от ежедневных визитов в стационар пациентам слишком дорого: месячный курс лечения в рознице стоит в среднем около 60 тыс. рублей, рассказал он.

Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями» стартовал в России в январе 2019-го. Его цель — снижение смертности до 185 случаев на 100 тыс. населения к 2024 году (в 2018-м показатель составлял 203 случая). На финансирование помощи онкологическим пациентам проектом предусмотрено 750 млрд рублей в 2019–2024 годах. В частности, в 2019-м запланировано направить на борьбу с раком 70 млрд рублей, в следующем — 120 млрд рублей, к 2024-му сумма увеличится до 140 млрд рублей.

Сейчас онкология — вторая в стране причина смертей после сердечно-сосудистых заболеваний. По данным Росстата, в прошлом году рак унес жизни 294 тыс. человек.

С 2020 года медработников будут премировать за выявление онкозаболеваний на ранних стадиях, заявляла на прошлой неделе министр здравоохранения Вероника Скворцова. За каждый подтвержденный случай впервые выявленной опухоли предлагается выделять по 1 тыс. рублей. Из них 500 рублей планируется отдать врачу-терапевту или фельдшеру, ответственному за проведение медосмотра и диспансеризации, и еще 500 — медикам, назначившим и вовремя сделавшим исследование, подтвердившее заболевание.

Анна Ивушкина

По материалам: “Известия”

Ранее

Номинал банкрота

Далее

Тайна связи откроется приставам

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru