The Гонконг: самый яркий бриллиант в китайской короне

Под невероятное обаяние этого города попал корреспондент «Новых Ведомостей»

Про то, что сейчас происходит в Гонконге, не присутствуя там, описать сложно. Китайские пограничники стали косо смотреть на тех, кто заезжает в Китай из Гонконга. Поэтому ваш корреспондент  очередные визиты в Гонконг решили пока не делать. Хватит и этого душевного репортажа. Признаюсь сразу, в нем совершенно не будет того, о чем трубят политические СМИ.

Этот город понравился мне сразу. Вот сразу. Наш самолёт ещё не успел даже как следует присесть в аэропорту Чек Лап Кок (к слову – номер 8 в мировом рейтинге по пассажиропотоку и невероятно просто какой красиво технологичный), а мне уже тут всё нравилось…Заходят на посадку прилетающие в Гонконг самолёты со стороны моря и морской движ прямо под тобой, конечно, впечатляет. Какие-то  нефтеналивные танкеры, забитые под завязку контейнеровозы, яхты на рейде и на ходу,  туда-сюда снующие буквально под брюхом самолёта катера и моторные лодки, огромные портовые краны,  крошечные островки вдоль побережья с какими-то домиками, которые я почему-то принял за дачные участки…потом внезапно появивилсь небоскрёбы, которые лётчику пришлось аккуратно облетать по ходу раскланиваясь с их жителями и извиняясь за причинённые неудобства… И внезапная, memento more – моментально в море, посадка прямо на воду…ну, показалось сначала, конечно, что на воду, на самом деле на взлётно-посадочную полосу, уложенную прямо в море. И это вовсе не для того, чтобы произвести на меня впечатление, земля в Гонконге едва ли не самая дорогая в мире, засыпать Южно-Китайское море дешевле.

Хотя потом уже, в самом городе, видел и общедоступные баскетбольные площадки, и теннисные корты, не говоря уж о садах и даже зоопарках, а спортивные площадки с тренажёрами вообще чуть ли не на каждом углу… Но при этом жил один раз  в гостиничном номере, где душ пришлось принимать, сидя на унитазе, настолько номер, и всё в нём было крошечным…первая поездка в Гонконг проходила по тарифу экономмега. Под душем заодно и вспомнил, как это называется – режим разумной экономии. Во всём, что меряют в “квадратах”. И если воду можно потеснить, то на суше существует раз и навсегда установленный паритет. Больше определённого процента территорий застраивать нельзя ни чем и ни под каким видом. Потому и существует Гонконг среди какой-то фантастической, на европейский взгляд, природы и растёт бесконечно вверх. Как раз в первую поездку взялся подсчитать количество этажей в одном из небоскрёбов и где-то на 89-ом, или 98-ом этаже, не помню точно, сбился.  Специально не интересовался, но не удивился если бы узнал, что стоимость жилья в Гонконге рассчитывается исходя из квдратных сантиметров. Впрочем, не важно как считают. Жильё здесь не только астрономически дорогое (любая, абсолютная любая гонконгская квартира это от миллиона долларов и дальше), так ещё и жутко дефицитное. Очередь на него в Гонконге как в советские времена, только стоят в ней люди с большими деньгами.

С первых минут этот город умеет произвести впечатление на тебя. Гонконг на земле, на воде, в воздухе, под землёй, быстрый, одновременный, круглосуточный и в нескольких измерениях. В него и попадают-то откуда угодно и как угодно. Самолётом. Поездом. Машиной. А ещё пешком и паромом. Может, есть и другие способы…

Машиной или автобусом надо ехать по самому длинному в мире мосту Джухай-Гонконг-Макао, 55 километров над и под водой. Не так давно это чудо инженерной и строительной мысли сдали в эксплуатацию. Примерно в те же дни, что и Зенит-Арену. Только построили гораздо быстрее.

Если пойти морем из Макао или Гуанчжоу, то на очень симпатичном пароме, который так и называется – Ферри. Движение по воде такое же интенсивное, как в будний день по Ленинградке. Кстати, в самом Гонконге улицы экономно узкие, движение, на сторонний взгляд, броуновское, но пробок я не видел. Ездят без них. Да, руль у всех справа и поначалу очень непривычно, как будто едешь по встречке. А праворукий Роллс-Ройс выглядит как-то…в общем, не так…

Можно попасть в Гонконг на поезде, выехав из того же Гунчжоу. Забавно, но китайский паспортный контроль расположен на гонконгской уже земле. Вообще, взаимоотношения материкового Китая и Гонконга это отдельная тема. Различия между коммунистическим и капиталистическим Китаями стремительно стираются (хотя в каких-то местах коммунистическому до капиталистического как, прошу прощения, до Китая…), но до 2047-го – одна страна-две системы. Самим китайцам в отличие от тех же россиян в Гонконг, например, нужна виза. Пусть процедура и несложная, но всё-таки…

А можно просто перейти границу пешком.  Выходишь в Шэньчжэне на станции метро Луо Ху, проходишь один паспортный контроль, потом немного по нейтральной полосе, потом другой паспортный контроль и – садишься в метро уже в Гонконге на станции Ло Ву. Китайские, на которых говорят на материке и в Гонконге, различаются, но все всё равно друг друга понимают. При всех неизбежных разногласиях. С чем-то похожим Европа столкнулась во время объединения Германий. Главное что здесь, в Китае, актуальное лет 15 назад деление на бедных и богатых родственников практически уже сошло на нет. Неизвестно ещё, кто сегодня богаче. А привести к общему знаменателю манеры дело не сложное и не долгое.

Вообще Гонконг место, конечно, удивительное и с удивительной же историей. В самолёте читал диссертацию какого-то нашего историка, изданную ещё в советские времена, а факты тогда выверяли хорошо. Отбросить если идеологическую составляющую, мама дорогая!.. Всего-то каких-то 100-150 лет назад… Бандиты, опиумные бароны и маркизы, английские сэры, пэры и просто эсквайры, китайские чиновники купцы ремесленники и крестьяне, французские ситуайены, золотые, серебряные и деревянные перья со всех концов света, создавшие в итоге  свободную гонкогскую прессу – “China South Morning post” выходит  больше века уже, контрабандисты…просто  мирные граждане – всем находилось здесь место под солнцем, которое здесь, кстати сказать, летом по настоящему жаркое, но кондиционеры стоят даже в собачьих будках, а зимы в Гонконге в нашем понимании просто нет, на Рождество я ходил тут в майке в накинутом на плечи джемпере (моё Рождество в Гонконге – до сих пор вспоминаю без какой-либо ложной скромности)… Всем находилось место под солнцем в этой смеси Нью-Йорка и Одессы. Вольный портовый город с соответствующими нравами и плавильный котёл, где никакого значения не имеет разрез глаз, цвет кожи, вероисповедание или фасон шляпы.

Гонконг и сегодня такой. Самый яркий бриллиант в китайской короне…или что там в КНР надевают в торжественных случаях. А британская аренда этот бриллиант только отполировала. Китайцы, как известно, вообще обладают уникальной способностью брать от других всё лучшее и приспосабливать под себя, при том, что и сами кое-что в этой жизни умеют. И это я не про порох.

Поверьте, я не восторженный идиот и в состоянии смотреть на мир объективным взглядом. Но вот в случае с Гонконгом эта объективность куда-то исчезает. Я под невероятное, на мой взгляд, обаяние этого города подпал сразу и, видимо, навсегда, потому и пою ему бесконечные дифирамбы… А некоторым из моих знакомых Гонконг кажется просто большой и жутко депрессивной помойкой, которая к тому же и давит на тебя со всех сторон. Смотреть тут не на что и восхищаться нечем. А ещё работают здесь все как проклятые. С последним согласен, все с утра и до позднего вечера и Гонконг очень богатый город… Во всём же остальном я со своими знакомыми предпочитаю не спорить.

В общем, я хотел бы жить и умереть в Гонконге если б…а ещё лучше было бы тут родиться. Единственный минус – отсюда можно уезжать только на Луну. Но это, кажется, кто-то уже говорил, по поводу другого, правда, города.

В какой-то момент здесь понял совершенно точно – попади я сюда лет в 18… Тушкой, чучелом, между струйками, фиктивным браком – но ни за что бы и никогда отсюда не уехал.

Конечно, всё это может, ещё раз скажу, показаться какой-то поздравительной открыткой, написанной восторженным  идиотом, но у меня Гонконг с самого первого приезда вызывает именно такие эмоции, и я, как уронил здесь нижнюю челюсть, так и не подберу её никак…

А что до памятных и просто интересных мест, музеев, выставочных залов, ресторанов, магазинов, Диснейленда – то это в Гонконге на каждой улице.

Лично мне больше всего здесь нравится смотреть вниз с пика Виктория и спускаться с него. Забраться на верх можно несколькими способами, а вид такой, что… Это надо, в общем, видеть самому… Да, а вот спускаться лучше всего на местном аналоге нашей маршрутки. Каждая такая поездка как последняя в жизни, когда скорость примерно 100 километров, а угол наклона почти 45 градусов.  Но редкий китайский водитель не любит быстрой езды, так что прекрасный вид и весёлый спуск гарантирован. Помните только, что в Гонконге в общественном транспорте не принято давать сдачу.

Есть ещё Натан-роуд. Самая развесёлая улица, которую я видел в жизни. Хотел бы я знать того Натана, в честь которого назвали эту роуд. Знаете, на этой улице можно, не уходя с неё, родиться, закончить школу, вырастить детей и понянчить внуков, умереть. И даже не понять, что ты никуда и не уходил…

Валерий Вингурт

Фото Юлии Сиротиной

Ранее

Выворачивай карманы!

Далее

Фильм «Ржев» - уникальная картина, повествующая о реальных событиях времен ВОВ

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru