Групповой портрет на фоне Зеленского
Власть на Украине поменялась — олигархи остались. О том, что при Зеленском происходит с Коломойским, Ахметовым, Пинчуком и другими, каким образом Аваков изменил само понятие «олигарх» и как акулы украинского капитализма делят сферы влияния, разузнал наш собкор в Незалежной.
В декабре в Киеве случилось неординарное по своей сути событие – президент Украины, практически как Ксеркс, приказал «высечь море». Владимир Зеленский повелел просто закрыть весь нелегальный игровой бизнес в стране, предельно понятно пояснив почему – ему перестало подчиняться собственное парламентское большинство и провести закон через Раду не удалось.
19 декабря парламент, где у партии «Слуга народа» квалифицированное большинство в 250 голосов, не смог найти 226 голосов за голосование по закону, который предусматривал легализацию и государственное регулирование азартных игр.
У кого-то в стране нашлось политическое влияние и ресурсы, чтобы заблокировать голосование депутатов и Зе-большинства, и всех их союзников за законопроект, который президент и пока самый рейтинговый политик Украины считал неотложным, принципиальным и обещал его принять еще в ходе своей совсем не щедрой на конкретные посулы предвыборной компании.
Неприметные павильоны с глухими витринами, игровыми автоматами внутри и светящимися надписями про «Космолот» снаружи встречаются на Украине в каждом населенном пункте – говорят их больше пяти тысяч, и они генерируют выручку на миллионы долларов в день. Также говорят, что часть этой выручки идет «на самый верх», в один карман.
Еще чуть более определенно высказался генеральный прокурор Украины Руслан Рябошапка, чьи слова специально распространила не кто-нибудь, а официальная пресс-служба прокуратуры: “Сейчас в стране сложилась ситуация, когда лица, на которых законом возложена обязанность противодействовать “игорному бизнесу”, его возглавляют».
Рябошапка прозрачно намекнул на единственного силового министра не из состава «Слуг народа» – министра внутренних дел Арсена Авакова, одну из самых влиятельных фигур в нынешней Украине.
Аваков – человек богатый, но при этом не имеет системного, влияющего на страну бизнеса, его никогда не относили к разряду долларовых миллиардеров, с ним прямо не связан ни один телеканал. Но в Верховной раде публично заключаются пари на Авакова как будущего премьер-министра – к апрелю 2020. А один из активистов-организаторов акций «Аваков – чёрт!» немного растеряно говорит в Киеве корреспонденту «МК», глядя на в очередной раз перекрытый демонстрантами Крещатик: «Полиция Авакова бьет «Национальный корпус» Авакова и об этом пишут СМИ Авакова! В каком безумии мы живём?!».
Аваков, действительно, имеет влияние на националистов из «Национального корпуса», которые местами выступают против инициатив Владимира Зеленского типа разведения войск на Донбассе или открытия земельного рынка в стране. Аваков системно поддерживает «Украинский институт будущего», как часть команды Зеленского, которая как раз и продвигает земельную реформу и «мирный процесс» на Донбассе. Аваков возглавляет полицию, которая чаще всего на местах и предоставляет «крышу» нелегальному игровому бизнесу.
Арсен Борисович Аваков сильно меняет само понятие «украинский олигарх», возможно, они теперь такие вот – очень богатые члены правительства, успевающие, как Труффальдино из Бергамо, поиграть за власть, себя и оппозицию одновременно.
Но это совсем не значит, что нормальных, привычных, хорошо знакомых украинских олигархов больше не осталось. Они есть, просто их стало гораздо меньше и они все как-то «внезапно стали гораздо старше» очередного президента Украины.
Три плюс два
Формулу олигархата Украины хорошо иллюстрирует формула «три плюс два» Большая выжившая тройка – это «донецкий» Ринат Ахметов и два уроженца Днепра (бывшего Днепропетровска) – Игорь Коломойский и Виктор Пинчук.
Эти ребята слишком «большие», чтобы их игнорировать. Их проблемы становятся одновременно проблемами всей страны, и они привычно пытаются стоять над схваткой, договариваясь с государством о персональных, отличных от всех правилах игры.
Рядом с ними два действующих политика с серьезными ресурсами, группами сателлитов и не менее серьезным пулом телеканалов – народные депутаты Украины, лидеры своих личных партий и фракций Петр Порошенко и Виктор Медведчук.
Все остальные бойцы 90-х незаметно не то что бы совсем ушли в тень, но стали более «бедными» и менее влиятельными.
Нет больше в высшей лиге бывших миллиардеров из Донбасса – Сергея Таруты, Виталия Гайдука и тем более сидящего в российской колонии Алика Мкртчана, который получил 9 лет по частично засекреченному приговору о хищении кредитов Внешэкономбанка путем мошенничества.
Который год сидит в Вене под домашним арестом в ожидании экстрадиции в США Дмитрий Фирташ. В обычных депутатов рядом с Виктором Медведчуком превратились Григорий Суркис и Сергей Левочкин. «Щупает тонкий лед» украинской политики бывший хозяин телеканала «Интер» и всемогущий глава СБУ времен Януковича Валерий Хорошковский – его стали замечать в Киеве, куда он прилетает из Монако на встречи с бывшим работником своего бывшего телеканала Володей Зеленским.
В свое время во влиятельного олигарха стремительно превращался старший сын экс-президента – Александр Янукович, но о нем как о украинском гражданине уже никто не вспоминает.
Ахметов -мастер переговоров
Ринат Леонидович Ахметов, по оценкам разных аналитиков, сейчас контролирует от 30 до 35% ВВП Украины. Он практически монополист на рынке электрогенерации, по-прежнему выстраивая работу вертикально интегрированной внутри собственной корпорации цепочки «уголь-кокс-металл». Из цепочек олигарха война на Донбассе выбила часть активов, самыми важными из которых оказались шахты с энергетическим антрацитом и высококачественным коксующимся углем.
Но, как говорят, Ринат Ахметов даже несколько повысил капитализацию своего бизнеса, избавившись вследствие теневых договоренностей от части долгов по кредитам и вдруг получив контроль над Днепровским металлургическим заводом в Каменске.
Кроме того, источники «МК» в офисе «Метинвеста» в Мариуполе говорят, что специалисты компании недавно снова присматривались в национализированной в самопровозглашенной ЛНР шахте «Комсомольская» ГР «Антрацит», одной из самых рентабельных угольных предприятий Донбасса.
Слухи о «возвращении Рината» в Донецке и Луганске не прекращались никогда, к ним тут уже относятся как к информационному фону.
Ринат Ахметов велик, в первую очередь, экономически, все его политические проекты – «Радикальная партия» заочно арестованного в России радикала Олега Ляшко и «Оппозиционный блок» вкупе с кандидатом в президенты Александром Вилкулом – с треском провалились на выборах.
Самый большой украинский олигарх пока контролирует несколько моногородов, главные из которых – Мариуполь и Запорожье. Но то, что абсолютное большинство в местных советах пока еще принадлежит местным металлургическим комбинатам, в современной Украине может ничего не значить.
Как стало известно «МК» из своих источников, один из последних социологических опросов дал в Мариуполе цифры симпатий граждан, катастрофические для местных — лидирует с рейтингом в 35% партия «Слуга народа» Владимира Зеленского, а на втором месте «Оппозиционная платформа за жизнь» Виктора Медведчука.
При этом Ринат Ахметов гордится главным своим статусом – он единственный человек в Украине, кто не ездит на встречи, все приезжают к нему. Он живет в своем графике и по-прежнему виртуозно демонстрирует себя в главном виде спорта – умении договариваться.
Бизнес Ахметова невозможен без связки с государством, его доходы в теплоэнергетике, например, основывались на специальной формуле расчета стоимости угля «Ротердам+» и заниженных ценах на электроэнергию государственных АЭС. А доходы его металлургических активов тесно связаны с налогами на недра и специальными ценами на железнодорожные перевозки внутри страны.
С приходом нового президента Украины казалось, что тренд на «раскулачивание» Ахметова и «возвращение» Коломойского будет сохраняться всю каденцию Зеленского. Маркером перемен стало голосование в парламенте, которое позволило покупать дешёвую электроэнергию у России, что подрывало монополию Ахметова и повышало рентабельность зависимых от цены электроэнергии ферросплавных заводов Коломойского.
Кстати, после волны возмущения по поводу «предательства», закон чуть изменили – теперь электричество можно покупать не в России, а только в Белоруссии – в Минске теперь не только свой итальянский сыр и норвежские креветки для России, но и непонятно откуда возникающие излишки «отечественной» электроэнергии для Украины.
Но перед саммитом в Париже Владимир Зеленский впервые появился на политическом ток-шоу на «чужом» телеканале – на самом рейтинговом в стране ТРК «Украина» Рината Ахметова, где шоу ведет снова приглашенный в страну Савик Шустер. В «Свободе слова» он просто блистал в заботливой «теплой ванне» без каких-либо жестких вопросов. Савик Шустер многократно пояснял, что голосование аудитории в студии строго повторяет социологический профиль страны. И результат поддержки «мирного плана президента Зеленского» получился феноменальным – целых 96%! В Киеве дружно устало вздохнули политологи: «Ринат опять договорился!»
Игорь Коломойский – самый громкий
Влияние Игоря Коломойского на украинскую политику трудно переоценить, но и оценить его точно – тоже трудно. Игорь Валерьевич Коломойский – человек-блеф, исполнитель, умудряющийся превращать публичные конфликты в миллиарды долларов. Сейчас он изо всех сил демонстрирует свою приближенность к власти, с одной стороны. А с другой, показывает новому президенту как просто, одними словами, он может, например, выпроводить из Киева без результатов миссию МВФ с программой поддержки на 3, 5 миллиарда долларов.
Коломойский вложил в проект президентства Владимира Зеленского, как всегда, не деньги, а поддержку своего на тот момент самого рейтингового телеканала « 1+1» и влияние. Свое влияние на команду президента, в частности, тоже. Его человеком привычно называют главу Офиса президента Украины Андрея Богдана, но в Киеве все считают, что бывший личный адвокат Коломойского уже давно пытается играть в свою игру.
А вот в Верховной Раде внутри фракции Владимира Зеленского у Коломойского то ли 25, то ли 35 депутатов. И это значит, что никакого большинства у президента Украины без людей влиятельного олигарха нет – надо все время договариваться.
Договариваться Игорю Коломойскому есть о чем – он находится сразу в трех судебных спорах со своим бывшим, а теперь государственным «Приватбанком». И сразу в трех юрисдикциях – в Лондоне, в суде штата Делавэр и в Израиле. Лондонский суд арестовал все имущество Коломойского и его партнера Геннадия Боголюбова, в Дэлавере банк обвиняет своих бывших владельцев в отмывании астрономической суммы в 470 миллиардов долларов, в окружной суд Тель-Авива иск об отмывании денег уже в Израиле поступил в конце декабря 2019 — то есть уже при президенте Зеленском.
Коломойский делает красивые тактические ходы, но, по большому счету, спасет его только одно – возврат «Приватбанка» бывшим владельцам и отзыв от его имени всех исков к ним.
А это как раз то, что никак не может позволить себе уже Владимир Зеленский. Поскольку США категорически против возвращения «Приватбанка» прежним собственникам.
В промежутке между этим происходит много всего. Рабочие принадлежащих Коломойскому ферросплавных заводов Никополя и Запорожья практически живут в Киеве и Днепре, протестуя против «Приватбанка» и Национального банка Украины.
Последняя громкая новость – в государственный «Приватбанк» пришло письмо, которое подписал заместитель председателя СБУ Владимир Горбенко. В письме содержится требование впредь согласовывать с СБУ иски в иностранных юрисдикциях к прежним владельцам банка. Письмо разумеется попало в прессу.
Беспокойные будут эти новогодние праздники у Игоря Валерьевича Коломойского….
Виктор Пинчук – самый умный
Виктор Пинчук – зять бывшего президента Леонида Кучмы, пару лет назад выдвинул свой план замирения с Россией. Озвучил он его не где-нибудь, а публично в статье в The Wall Street Journal.
Вкратце, план был простой – Украина отказывается от членства в НАТО, перестает требовать возврата Крыма и получает Донбасс. В Киеве Виктора Пинчука в 2017 году очень ругали за «предательство».
В 2019 году после разговора с Пинчуком Владимир Зеленский вернул Леонида Кучму в переговорный процесс в Минске.
У Виктора Пинчука давно весь бизнес выведен под управляющую компанию в Лондоне, он очень много сделал для отмывания репутации – своей и тестя. Тут имела место и масштабная постоянная поддержка культурных проектов в PinchukArtCentre в Киеве, и проходящие там же международные форумы YES, куда приезжают бывшие мировые лидеры.
Пинчук заинтересован только в одном – сохранении своего влияния и бизнеса на нынешнем уровне. Очень реалистичная программа.
Петр Порошенко и Виктор Медведчук – герои вчерашних дней
Как это ни странно, Петр Порошенко и Виктор Медведчук очень похожи. У них примерно равный сейчас вес в парламенте и украинской политике — разумеется, у бывшего президента лучше с личным рейтингом и общественной поддержкой, но у его вечного оппонента гораздо лучше с рейтингом связанных с ним телеканалов.
У обоих бизнес связан с родственниками – Петр Порошенко передал управление своей корпорации сыну Алексею, а у Виктора Медведчука по всем декларациям – очень богатая жена.
Петр Порошенко, по общему мнению, скуповат, и поэтому его проекты не сильно взлетают. У Виктора Медведчука политические проекты обычно не слишком успешны, несмотря на финансирование – его лелеемый десятилетиями «Украинский выбор» тому пример.
Оба еще очень много могут, но их время явно прошло, работать на сцене на уровне нынешних украинских политических актеров они не могут – слишком многие им уже не доверяют, это сильно тянет вниз. Да и возраст…
Дмитрий Трофименко
По материалам: “Московский комсомолец”