Выбирая тур в экзотическую страну или морской круиз, помните, что в последние годы в мире участились случаи пиратства
Мы решили рассказать о пяти точках Мирового океана, где морские разбойники встречаются особенно часто.
От Африки до Кореи
Судя по информационным сводкам о нападении пиратов на торговые суда в наши дни, можно констатировать, что флибустьеры за столетия сильно измельчали. Теперь их интересует не золото и колониальные товары, а наличные деньги пассажиров, телефоны и даже одежда команды подвергшегося ограблению судна.
В 2019 году пираты дважды проявляли свою активность. Последний раз это произошло 22 июля в Малаккском проливе (1). (Здесь и далее цифрами обозначены самые опасные регионы мира, где свирепствуют пираты. — Прим. авт.). Жертвой грабителей стало грузовое южнокорейское судно CK Bluebell.
По традиции последних лет пираты приблизились к жертве на скоростном катере и взяли судно на абордаж. Команда корабля, состоявшая из 22 человек, сопротивления практически не оказала, благодаря чему все остались живы.
Однако добыча пиратов оказалась смехотворной: 13 тысяч долларов, мобильники команды, а также одежда и обувь ограбленных моряков. Капитан корабля сообщил о произошедшем инциденте властям, после чего сухогруз продолжил свой путь.
До этого 30 марта нигерийские пираты атаковали контейнеровоз Contship в Гвинейском заливе (2), взяв в заложники четырех членов экипажа. При этом в качестве добычи пираты также забрали незначительную сумму денег и моряков, за которых намеревались потребовать выкуп. Самое неприятное, что подобных историй происходит по несколько десятков в год.
Поймать и «отпустить»
Для пиратов, как известно, нет большой разницы, на судно какой страны нападать. Тем не менее флибустьеры XXI века стараются не связываться с российскими судами, и на это у них есть все основания.
Показательный в этом отношении случай произошел в 2010 году у побережья Сомали (3). В этом месте Индийского океана на свою беду проходят важные торговые пути из Европы в Азию через Суэцкий канал, а также расположено государство Сомали, славящееся своими пиратами.
Обычно мелкие пиратские группировки грабят пассажиров и членов экипажа, в то время как более серьезные берут судно в заложники, требуя выкуп. Обычно цена освобождения корабля и людей варьируется от одного до пяти миллионов долларов.
С пиратами, разумеется, борются. Данный участок Индийского океана патрулируют ВМС России, США, Китая и Японии. Дошло до того, что Совбез ООН в рамках борьбы с пиратами разрешил военно-морским силам любой страны вторгаться в территориальные воды Сомали для пресечения пиратства. Но поскольку пираты действуют на скоростных катерах, военные не всегда успевают оперативно отреагировать на их действия.
Не раз пираты атаковали и российские суда. Наиболее громкий случай произошел 5 мая 2010 года, когда морские разбойники напали на танкер «Московский университет». Пираты приблизились к судну на нескольких катерах с целью захватить его. Команда танкера из 23 человек попыталась отбиться, поливая пиратов из пожарных брандспойтов, но те в ответ открыли огонь из автоматов и гранатометов. В итоге команде ничего не оставалось, как, подав сигнал SOS, забаррикадироваться в машинном отделении.
К несчастью для пиратов, рядом проходил большой противолодочный корабль (БПК) «Маршал Шапошников», который тут же отправился на помощь соотечественникам. Разведку провели с вертолета, убив одного из пиратов, который попытался стрелять в летчиков.
Ранним утром морские пехотинцы на катерах атаковали захватчиков «Московского университета». В ходе молниеносного штурма одного пирата убили, а остальных взяли в плен. При этом ни члены экипажа, ни морские пехотинцы не пострадали. Пиратов же посадили на катер и отпустили. Правда, до берега они так и не добрались, пропав без вести…
СССР против пиратства
Самое интересное, что разгул пиратства последних двух десятилетий можно достаточно оперативно пресечь с помощью методов, разработанных еще в Советском Союзе. Дело в том, что в 1960–1970-е годы советский гражданский флот являлся крупнейшим в мире. Его численность превышала цифру в 4000 судов, принося стране до двух миллиардов долларов. Советские рыбаки выходили на рыбный промысел в водах 25 государств мира. Неудивительно, что пираты частенько нападали на суда, следовавшие под советским флагом.
Особенно сильно ситуация обострилась к концу 1970-х годов. В это время пиратские группировки возглавили новые лидеры, которые опрометчиво не отделяли суда крупнейших держав мира от торгового флота третьих стран, за что, собственно, и поплатились. После нескольких дерзких нападений на корабли СССР и США руководство двух ведущих стран мира решило проучить морских разбойников. При этом каждая из сверхдержав выбрала свою тактику борьбы с пиратством. В частности, в СССР на несколько торговых судов были установлены 100-мм и 76-мм орудия и ракетные установки. При этом вооружение было тщательно замаскировано.
Экипажи данных кораблей укомплектовали сотрудниками советского спецназа КГБ и морской пехоты. Эти суда отправились в разные части Мирового океана, где пираты особенно часто нападали на корабли СССР.
Нападения морских разбойников не заставили себя ждать. Однако едва их катера и легкие корабли приближались на расстояние выстрела, как замаскированные орудия приводились в боевую готовность и открывался огонь. Пираты безжалостно уничтожались.
Считается, что после того, как подобным образом было потоплено около десятка пиратских судов, нападения на советский гражданский флот были прекращены. Одиночные инциденты, конечно, были и в последующие годы, но все они пресекались на корню. В частности, в 1981 году советский военный крейсер атаковал пиратов в Карибском море (4), своим огнем уничтожив два их корабля. При этом советские моряки защищали не только своих соотечественников, а всех тех, кто попал в лапы пиратов.
В том же 1981 году эскадра Тихоокеанского флота неподалеку от Мадагаскара (5) получила сигнал бедствия от французского судна, подвергшегося нападению пиратов. На помощь французам вышли два эсминца — «Быстрый» и «Смелый», а также крейсер. Советские моряки успели вовремя. Пираты проделали во французском судне пробоину, оставив его тонуть, а сами ударились в бега. В сложившейся ситуации советский крейсер принял на борт пострадавших, а эсминцы догнали и уничтожили пиратов.
Туда не ходи, сюда ходи
С той поры минуло несколько десятилетий. Крупнейшим мировым державам, решающим иные геополитические проблемы, стало не до пиратов, новая поросль которых вновь начала систематически грабить гражданские суда. Возникают закономерные вопросы, как международное право относится к пиратству и в каких водах плавать в наши дни наиболее опасно?
Несмотря на то, что при поимке во время покорения Нового Света пиратов в большинстве случаев ждала виселица, в наши дни отношение к ним более лояльное. Современное международное законодательство приравнивает пиратство к военным действиям со всеми вытекающими последствиями. Пиратские суда вне зависимости от флага, под которым они действуют, могут преследовать и уничтожать военные корабли, подводные лодки и авиация любого из государств мира. Данные действия регламентируются Женевской конвенцией о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года.
При поимке пиратское судно, оказавшее сопротивление, уничтожается. В случае если пираты сдались, судно подлежит конфискации, а экипаж предается уголовному суду того государства, которое захватило пиратов.
Среди наиболее опасных с точки зрения действия пиратов мест с 1990-х годов считается Малаккский пролив между Малайским полуостровом и индонезийским островом Суматра. Пиратские нападения в этих местах в 2000-х годах доходили до двух сотен ежегодно. Для борьбы с пиратством с 2004 года власти Малайзии, Индонезии и Сингапура осуществляют вооруженное патрулирование данных вод, но помогает это мало. Вторым наиболее опасным с точки зрения пиратства местом являются нейтральные воды в Индийском океане близ африканского побережья и особенно Сомали. Третье место в данном печальном рейтинге занимает Гвинейский залив в Атлантическом океане близ Нигерии, Конго и Камеруна.
Дмитрий Соколов
“Новый вторник”