Ситуация со вспышкой кори в Якутии остается напряженной
Едва власти успевают перевести дух, когда несколько дней кряду корь не регистрируется, как больницы дают новый список заболевших. Карантин объявлен и в самих стационарах, также оказавшихся очагами распространения заразы.
На прошлой неделе в Якутию прибыла очередная партия противокоревой вакцины. 10 тысяч доз закупили на деньги из Резервного фонда, который в течение месяца власти вынуждены были открывать уже дважды. Уверяют, что ситуация под контролем, но откуда пришла корь в Якутию, с каким вирусом столкнулось население и когда болезнь удастся победить, неясно.
Медики полагают, что корь, которая в декабре пришла в Якутию, мутировала, и прежние вакцины на нее не действуют. Так, 10 января был подтвержден диагноз у 31-летнего следователя, дважды привитого от кори в 1989 и 1995 годах. Большинство заболевших проходили иммунизацию в первой половине 90-х. И, если предположить, что вирус сильно не изменился, то в лихие 90-е нам делали липовые прививки, непонятно где закупленные и в принципе бессмысленные.
Напомним: с 5 декабря в Якутии официально подтверждены 72 случая заражения корью, 68 больных уже выздоровели. Председатель республиканской санитарно-эпидемиологической комиссии, заместитель председателя правительства Якутии Ольга Балабкина признается, что у медиков была низкая настороженность к кори. Больным ставили любые диагнозы, но вплоть до начала декабря корь не замечали.
— В 2017 году в республике было выявлено несколько случаев кори, но болезнь удалось быстро локализовать? — говорит Ольга Балабкина. — Два года затем все было спокойно. Но именно в эти два года пошел массовый отказ от иммунизации. В первую очередь речь, конечно, шла об отказе от противогриппозных прививок. Но по сути люди, опасаясь неизвестно чего, стали отказываться от любой вакцинации.
Прошлым летом мы проводили подчищающую вакцинацию, когда работали с теми, кто отказался от прививок. Считаю, что в целом кампания была проведена качественно, но все равно это не уберегло нас от вспышки.
— Откуда пришла корь в Якутию?
— Мы этого не знаем. Сейчас главное — остановить распространение заболевания, а выводы будем делать потом. 10 января заседание санитарно-эпидемиологической комиссии проводил глава республики Айсен Николаев. Он отметил, что мы сумели не выпустить корь из Якутска. Были отдельные случаи, когда заболевшие выезжали из столицы республики в районы, но там успевали провести иммунизацию всех контактных лиц и не допустить распространения.
— Можно ли говорить о том, что очаг локализован?
— Мы сейчас наблюдаем за развитием событий. В период январских каникул была большая миграция, люди разъехались по всей республике и трудно сказать, что будет дальше. На прошлой неделе два дня не было ни одного случая заболевания, а в четверг медики дали сразу три. Так что ситуация по-прежнему напряженная.
— Что конкретно власти республики делают для того, чтобы не выпустить корь из Якутска? Может ли так случиться, что город вообще оцепят блок-постами?
— Мы уверены, что до этого не дойдет. Мы не ограничиваем выезд и въезд в столицу республики. Но требуем, чтобы была проведена вакцинация группы риска. Как только в начале декабря была выявлена корь, сразу провели совещание, на котором рекомендовали работникам торговых центров, баз, общественного автотранспорта, учреждений образования, культуры и т.д. пройти вакцинацию.
Мэрия Якутска приняла решение отстранить от занятий в школах и детских садах всех ребят и педагогов, непривитых от кори. Аналогичное решение приняло руководство Северо-Восточного федерального университета.
В декабре в Якутске открыли прививочные кабинеты даже в выходные, продлили их работу до полуночи. Стоял вопрос о закрытии всех новогодних мероприятий, но власти решили, что достаточно ограничить количество взрослых на детских утренниках. Управление по вопросам миграции подвергло массовой вакцинации гастарбайтеров.
В декабре в Якутск приезжал специалист-эпидемиолог из Москвы, на месте оценивший ситуацию и давший рекомендации. Все стационары Якутска за исключением гериатрического были поставлены на карантин, принимают только экстренных больных. Дополнительное инфекционное отделение открыли в детском туберкулезном санатории.
Перед Новым годом в Якутске была создана 51 прививочная бригада, разъезжавшая по местам массового пребывания людей и подъездам, где были обнаружены больные. Перестраховавшись, в Нерюнгри привили целый подъезд, жительница которого могла заразиться корью. Диагноз позже не подтвердился.
Но далеко не все жители готовы принять такую помощь даже перед лицом эпидемии. Так, даже когда корью заразились жена и сын, отец семейства отказался от вакцинации без объяснения причин. Другой папаша запретил прививать от кори четырехлетнего сына уже после того, как корь диагностировали у младшего ребенка. В графе причины отец собственноручно указал: «Риск реакции от вакцины». 11 января вслед за братом малыш тоже оказлся на больничной койке. В настоящее время сотрудники Роспотребнадзора готовят документы на привлечение таких отказников к административной ответственности.
30 декабря медики обратились в правительство с криком о помощи. Они сообщили, что получают угрозы от жителей при попытке провести вакцинацию от кори. На следующий день прививочные бригады усилили полицейскими.
Председатель республиканской санитарно-эпидемиологической комиссии Ольга Балабкина уверена, что необходимо усилить ответственность за отказ от вакцинации. Что делать со вспышкой кори, вроде бы сейчас в Якутии уже понимают. Но как еще отыграется мода на отказ от прививок, остается только гадать.
Корь за рубежом
По информации Всемирной организации здравоохранения во многих странах мира, в том числе в странах Европейского региона, в последние 2 года существенно осложнилась эпидситуация по кори, что является следствием недостаточных охватов иммунизацией против кори населения разных стран.
Наибольшее количество случаев кори за последние 12 месяцев отмечено на Мадагаскаре — 151032, Украине — 78708, Филиппинах — 49419, Индии — 36251, Нигерии — 27954, Бразилии — 18927, Казахстане — 10696, ДРК — 9245, Йемене — 9156, Таиланде — 7738. Регистрируются и летальные случаи: на Фиджи 21 человек погиб от эпидемии кори, число жертв эпидемии кори на Самоа увеличилось до 72. В странах Европейского региона за 10 месяцев 2019 г. было зарегистрировано суммарно 101280 случаев кори (в среднем — 109 на 1 млн населения).
А как у нас?
В Российской Федерации, как сообщает на своем сайте Роспотребнадзор, в течение последних двух лет (2018–2019 гг.) увеличилось число завозов коревой инфекции из неблагополучных стран, что подтверждается данными молекулярно-генетического мониторинга, проводимого Национальным центром по надзору за корью и краснухой (на базе ФБУН МНИИЭМ им. Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора). Только за 10 месяцев 2019 г. на территории 38 субъектов Российской Федерации было импортировано 213 случаев кори из 39 стран. Вместе с тем, в стране, несмотря на некоторый рост заболеваемости, эпидемиологическая ситуация по кори относительно стабильная, показатель заболеваемости корью в Российской Федерации в десятки раз ниже, чем в странах Европейского региона.
Сергей Чернышов
“Новый вторник”