Мул по кличке Суперджет

Стало известно, что Минпромторг намерен выделить более 15 млрд рублей на доработку авиалайнера Sukhoi Superjet 100 (SSJ, «Сухой Суперджет-100»), превратив его в более продвинутый вариант — Superjet New

Замысел патриотичный: борьба с чуждым нам импортом, с иностранными комплектующими, которых нынче в SSJ более 80%. А сколько было красивых лозунгов и обещаний, когда начинали проект, отодвигая далеко в сторону другие, практически готовые разработки российских авиаконструкторов! И будет чудо-SSJ построен исключительно на коммерческой основе, и станет символом возрождения российского машиностроения. Вот только деньжат бы чуть-чуть…

Разговоры «про чуть-чуть» пошли, когда крестные отцы Superjet 100 из АО «Гражданские самолеты Сухого» стали понимать, что затея трещит по швам и никаким коммерсантам ее не вытянуть. Сам замысел с максимальным участием иностранных фирм и наклеиванием отечественных этикеток оказался провальным. И авторы напрочь забыли обещания не брать денег из бюджета, а, наоборот, принялись его активно доить.

Прием в российской практике нередкий. Раструбить о престижности проекта для страны, потратить побольше, чтобы возврата уже не было, и просить у властей новые миллиарды. Отступать-то поздно!

SSJ стал самым дорогостоящим проектом российского гражданского авиастроения. По данным Счетной палаты, к 2012 году туда ухнули 17 млрд рублей из бюджета и 27 млрд рублей из внебюджетных источников, включая кредиты госбанков. И поток миллиардов продолжается…

Сегодня производство SSJ убыточно. Каждый новый самолет приносит его производителю не прибыль, а убыток, который затем покрывается из госбюджета. Только на одном двигателе потери под миллион долларов.

Теперь создатели мегапроектов — «черных дыр» запускают обещания и лозунги по новому кругу, рассказывая, что в результате новых затрат на Superjet New иностранных комплектующих останется «всего» 50%. Правда, на это может уйти еще с десяток лет и гораздо больше выделяемых Минпромторгом 15 млрд рублей. А наше авиастроение отстанет от мирового навсегда.

Вердикт вынес Герой России, заслуженный летчик-испытатель РФ Магомед Толбоев: «Этот самолет изначально не самолет — гибрид. Когда ишака с лошадью смешивают, получается мул — животное, которое никому не подчиняется. Так и этот самолет, как мул, ни летчикам, ни конструкторам, ни инженерам, ни техникам не подчиняется».

Такой вот гибрид вывели.

Лаврентий Павлов

“Новый вторник”

Ранее

Доллар взлетит до 200 рублей

Далее

Лучше бы им не сбыться!

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru