Морское чучхе. Начало. Война со всеми

Северокорейские моряки всю историю страны держат соседей в напряжении

Чучхе – это официальная идеология Северной Кореи. Она предусматривает опору только на свои силы. КНДР – авторитарная страна, которая находится в мировой изоляции много лет.

Всё началось во время Корейской войны (1950-1953 годы). Тогда коммунистическая Северная Корея противостояла всему западному миру. Но за их спиной стояли сталинский Советский Союз и маодзедуновский Китай. И тогда Ким Ир Сен решил, что в отношении своих соседей он может проводить любую политику, какую захочет. Тем более, что, формально, война на Корейском полуострове не завершена, стороны согласились только на перемирие. Впоследствии, СССР отдалился от Северной Кореи, её патронирует только Китай. Страна, находящаяся много лет на положении осажденной крепости и лидер-диктатор сформировали очень специфическую внешнюю и оборонную политику. О наиболее ярких событиях, происходящих вокруг Корейского полуострова на море, мы расскажем в этой статье.

Начало

То, что командование вооруженных сил КНДР по своему смотрит на все международные договоренности, первыми испытали на себе, как это не удивительно, советские моряки.

Здесь необходимо сделать небольшое пояснение. Разведывательные корабли в их современном понимании появились во второй половине 50-х годов ХХ века. Они не были похожи на современных разведчиков. Сейчас разведывательные корабли – это неограниченная мореходность и район плавания, комфортные условия для экипажа. А тогда в разведчики переделывали различные суда. Американцы использовали малые транспорты времен Второй мировой войны, в СССР в разведчики переделывали траулеры и китобойные суда, оставшиеся не у дел. Это потом, начиная с 70-х годов, появятся разведывательные корабли специальной постройки.

Советские разведывательные корабли из 38 бригады ОСНАЗ Тихоокеанского флота, сразу после формирования бригады приступили к несению боевой службы в Японском и Южно-Китайском морях. Ситуация на Корейском полуострове, даже после заключения перемирия, требовала контроля. Малой разведывательный корабль «Унго» находился на боевой службе у берегов Корейского полуострова. «Унго» был переоборудованным рыболовецким судном класса «логгер» постройки ГДР. Флаг на судне был поднят в 1955 году. Северным морским путем он перешел на Тихий океан, где был включен в состав Тихоокеанского флота и переоборудован в разведывательный корабль.

«Унго» как ГС-34, командир Козьмин А.Б.

В те годы все разведывательные корабли, выходящие на боевую службу, были легендированы. Это значит, что корабли получали другое название и другие документы. Некоторые разведчики выходили в море под красным флагом как гражданские суда. В этом случае весь экипаж был в гражданской форме одежды. Вторым вариантом легендирования было представление корабля гидрографическим судном военно-морского флота. На борту наносилось новое название, над кораблем вместо военно-морского поднимался флаг вспомогательного флота. «Унго» представлялся как гидрографическое судно ГС-34. Ночью 28 декабря 1959 года «Унго» (как ГС-34) находился в разведывательном походе у восточного побережья Корейского полуострова, в Восточно-Корейском заливе. Корабль находился в нейтральных водах. До северокорейского берега было 30 морских миль. Ширина территориальных вод КНДР – 12 морских миль, Южной Кореи – 3 мили. С целью скрытности разведки, корабельная РЛС была выключена. Вдруг неожиданно со стороны северокорейского берега темноту прочертила очередь трассирующих снарядов в направлении корабля. Командир корабля капитан-лейтенант Козьмин А.Б., будучи уверенным в том, что «Унго» находится в нейтральных водах, дал команду включить два прожектора. Одним из них был подсвечен флаг корабля – флаг вспомогательных судов советского военно-морского флота. Другой прожектор осматривал горизонт. Этот второй прожектор осветил силуэты трех кораблей. Один из них пошел на сближение с «Унго». Через несколько минут он был опознан как «большой охотник» американской постройки типа SC-1. В советском флоте их было 78 единиц, полученных по ленд-лизу от США, и классифицировались они как БО-1. Во вторую волну передачи военно-морской техники Северной Корее несколько таких «больших охотников» были переданы советским ВМФ флоту КНДР. Такие же корабли были и у Южной Кореи. Их им передали американцы. На «Унго» вооружения не было. Этот «охотник» подошёл почти к самому борту «Унго», развернулся и ушёл. То, что командир «охотника» точно идентифицировал «Унго» как советское вспомогательное судно, сомнений не вызывало. Приблизительно через час тот же «большой охотник» вновь приблизился к «Унго» на дистанцию 5 кабельтовых (около 900 метров) и дал по безоружному разведчику четыре очереди из 40-мм автоматической пушки. «Унго» остановился и лёг в дрейф. С «охотника» продолжали стрелять. Во время обстрела погиб матрос Александр Кажаев, тяжело ранены еще два матроса. «Охотник» подошел еще ближе. На его борту был номер 205 и корейский иероглиф. Осветив флаг «Унго» своим прожектором, «охотник» скрылся в темноте. Ушли и два других корабля, находившихся поодаль в дрейфе.

После доклада с «Унго» по тревоге из военно-морской базы Стрелок вышел дежурный эсминец «Веский». Район инцидента стали патрулировать бомбардировщики Ил-28 Тихоокеанского флота. «Унго» прервал выполнение боевой задачи и с погибшими матросом вернулся в базу. МИД СССР была направлена нота правительству Южной Кореи, но те не признали своё участие в инциденте. Позже было установлено, что обстрел советского разведывательного корабля вёл северокорейский малый противолодочный корабль №205 типа «БО-1», полученного от СССР в середине 50-х годов.

Разведывательный корабль «Унго» был отремонтирован и нес боевую службу еще 13 лет до его списания в 1972 году. Советский Союз спустил дело на тормозах, не предъявив Северной Корее претензий.

Захваченный американский разведывательный корабль «Пуэбло» USS «Pueblo» как музей в Пхеньяне

Следующим стал инцидент с американским разведывательным кораблем. 22 января 1968 года северокорейские корабли не только обстреляли, но и захватили в нейтральных водах американский разведывательный корабль «Пуэбло» USS «Pueblo» AGER-2. Об этих событиях рассказано в статье «Захват «Пуэбло». Американцы были поражены, когда на переговорах по поводу захвата, им было заявлено, что территориальные воды КНДР составляют не международно-признанные 12, а 50 морских миль, так как подобное указание было дано Ким Ир Сеном!

История не знает сослагательных наклонений, но если бы Советский Союз и США тогда повели себя более решительно, возможно, будущие действия северокорейских военных были бы более адекватными.

Продолжение

Морская граница между Северной и Южной Кореей стала местом постоянных конфликтов между флотами двух стран. Каждый год фиксируются пограничные столкновения – а по сути, настоящие морские бои. Патрульные корабли двух стран проходят вдоль морской границы, и, если одна из сторон фиксирует нарушение границы хотя бы на 100 метров, то открывает огонь без предупреждения. Можно привести несколько примеров таких столкновений.

19 января 1967 года в водах севернее 38 параллели был потоплен южнокорейский сторожевой корабль «Танг По». В этом бою участвовали корабли, береговые батареи и истребители МиГ-17 КНДР.

В июне 1970 года корабли ВМФ КНДР захватили южнокорейское судно-ретраслятор, взяв в плен 20 членов экипажа. Южнокорейское судно находилось в нейтральных водах.

В феврале 1974 года флот Северной Кореи потопил два южнокорейских рыболовных судна, пересекших границу.

20 февраля 1985 года в Японском море кораблями ВМС США и Южной Кореи была потоплена северокорейская подводная лодка проекта 033. В советском флоте такие подводные лодки классифицировались как проект 633. Северокорейцы гибель признали, но заявили, что лодку случайно таранил рыболовецкий сейнер. КНДР обратилось с просьбой к Тихоокеанскому флоту СССР найти погибшую лодку. Через несколько дней поисковая группа кораблей Тихоокеанского флота нашла погибшую субмарину.

17 декабря 1998 года северокорейский погружающийся катер попытался высадить боевых пловцов на побережье Южной Кореи. Вероятно, катер был спущен на воду с северокорейского транспортного судна. Катер был обстрелян кораблями ВМФ Южной Кореи, он затонул на следующий день в Западном проходе Корейского пролива. Власти Северной Кореи отказались признать принадлежность погибших к своим вооруженным силам.

В июне 1999 года в Желтом море 20 северокорейских рыболовных судов под охраной 8 боевых катеров вторглись в воды Южной Кореи. Они были блокированы кораблями южнокорейцев. Произошел жестокий бой, в котором было всё – и артиллерийские дуэли и тараны. В результате был потоплен один северокорейский торпедный катер, пять сторожевых катеров получили тяжелые повреждения. У флота Южной Кореи легкие повреждения получил корвет и сторожевой катер.

10 ноября 2009 года произошел аналогичный бой, правда, без участия рыболовецких судов.

27 марта 2010 года в Желтом море был торпедирован и затонул южнокорейский корвет «Чхонан» – типа «Пхо Хан». Южнокорейцы утверждают, что корвет атаковала торпедой северокорейская сверхмалая подводная лодка типа «Юго»

Для того, чтобы понять накал такого рода столкновений, можно посмотреть южнокорейский художественный фильм «Северная пограничная линия». Он снят по реальным событиям.

Андрей Максимов

По материалам: “Наша Версия”

Ранее

«Почему я?»

Далее

Игры «в прачечную»

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru