Сладкое дело

Как в Белоруссии разоблачили заговор «сахарных королей»

В Белоруссии задержали директоров всех сахарных заводов. Ради двух фигурантов спецслужбы даже развернули лайнер, летевший из Минска в Мюнхен. Руководителей предприятий подозревают в коррупции. «Известия» разбирались в подробностях дела.

Возвратный рейс

В конце января в Белоруссии задержали руководителей всех четырех сахарных заводов страны. За решетку попали директора Городейского комбината Михаил Криштапович, Скидельского комбината Дмитрий Егоров, Жабинковского комбината Виктор Миронов и Слуцкого комбината Николай Прудник.

Силовики также задержали Дмитрия Кириллова, который возглавлял Белорусскую сахарную компанию (БСК), занимавшуюся экспортом продукции четырех предприятий в Россию. Всего по «сахарному делу» КГБ заключило под стражу 11 человек.

Бывший директор Белорусской сахарной компании (БСК) Дмитрий Кириллов
Бывший директор Белорусской сахарной компании (БСК) Дмитрий Кириллов. Фото: facebook.com

Ради задержания двух фигурантов — Криштаповича и Прудника — спецслужбы страны даже развернули в небе пассажирский самолет. Лайнер авиакомпании «Белавиа» 24 января вылетел из Минска в Мюнхен, но в районе польского Вроцлава изменил маршрут и сел в белорусском приграничном городе Гродно.

Экипаж сообщил пассажирам, что на борту обнаружились неисправности, а через 20 минут на борт поднялись пограничники и таможенники. «Мужчина в форме назвал шестерых человек, которые должны забрать багаж и выйти. По факту это оказались две семьи», — рассказал журналистам один из пассажиров. Оставшихся граждан попросили на время пересесть в автобус, а потом самолет продолжил путь. В Мюнхен лайнер прилетел с задержкой на восемь часов.

Момент задержания в самолете Михаила Криштаповича и Николая Прудника
Момент задержания в самолете Михаила Криштаповича и Николая Прудника. Фото: соцсети

Инцидент с самолетом и исчезновение «сахарных директоров» девять дней не комментировало ни одно ведомство. Журналисты в это время пытались что-то выяснить на местах. В Городее сотрудники комбината подтвердили, что на предприятии прошли обыски, а кабинет директора силовики опечатали. В Слуцке руководитель якобы отправился в отпуск. В Скиделе сказали, что директор уехал в Минск. В Жабинке признались, что местонахождение руководителя неизвестно, но Telegram-каналы сообщили, что его вывели в наручниках из кабинета. В офисе БСК сослались на командировку начальника.

«Всех под метлу и в камеру!»

Немая пауза закончилась 4 февраля. О произошедшем рассказал президент Александр Лукашенко. «В течение суток замели всех — это была моя жесткая команда. Сказал, всех под метлу в камеру! Все дали показания. Никто их не гнобил, не бил, пальцы в дверь не засовывал. Посадили и сказали: только правду. Все написали, с кем были связаны, кому возили, кому давали. Провели обыски — собственности немерено: там десятки самых современных автомобилей, квартиры десятками, особняки и огромное количество денег», — рассказал он.

Лукашенко также сообщил о мошеннических схемах, которыми пользовалась «сахарная мафия». Для одной из них коррупционеры создали «фирму-прокладку» в Москве. «Поставили туда своих. С заводов по бросовым ценам продавали ей белорусский сахар. Та, увеличив цену, продавала. Разницу взятками отдавали директорам заводов», — сообщил он.

Переработка свеклы на Слуцком сахарорафинадном заводе
Переработка свеклы на Слуцком сахарорафинадном заводе. Фото: РИА Новости/Егор Еремов

Другая схема была еще проще. Директора заводов оформляли документы на продажу сахара в России по низким ценам, а потом якобы возвращали продукцию в Белоруссию для продажи по завышенным ценам. «Сахар даже не вывозили в Москву и обратно не завозили. А документы шли туда, переоформляли и здесь прямо с заводов на наш рынок поставляли этот сахар с маржей. А потом маржу делили на взятки, — объяснил Лукашенко.

Третья схема касалась упаковки для сахара. «Тоже создали свое предприятие и тару для сахара у этого предприятия закупали. Там цены завышали и делили маржу. Вот поведение этих директоров», — сказал президент Белоруссии.

После выступления Лукашенко телеканал «Беларусь-1» показал расследование о деятельности «сахарной мафии». В сюжете говорится, что только в 2019 году Минск лишился $70 млн. В эфире также продемонстрировали оперативную съемку, на которой белорусские руководители получают взятки от представителя московской коммерческой структуры.

Например, российский бизнесмен говорит своему секретарю: «Двадцатка там должна быть», — а потом конверт забирает директор Жабинковского завода Виктор Миронов. Закадровый голос поясняет, что внутри $20 тыс.

Сотрудница Слуцкого сахарорафинадного завода следит за конвейером с сахаром
Сотрудница Слуцкого сахарорафинадного завода следит за конвейером с сахаром. Фото: РИА Новости/Егор Еремов

Представитель КГБ Константин Бычек рассказал, что деньги передавали раз в три недели, ежегодно суммы взяток исчислялись сотнями тысяч долларов. «Номера купюр фиксировались, в последующем именно эти денежные средства были обнаружены в ходе проведения обысков у фигурантов уголовного дела», — подчеркнул он.

Схеме покровительствовал бывший замначальника управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией (ГУБОПиК) МВД, полковник Владимир Тихиня. По данным КГБ, он сообщал директорам заводов о розыскных мероприятиях, давал советы по конспирации, учил зачищать следы и за это получал денежное вознаграждение.

Схематоз на ровном месте

Дело «сахарных королей» — не первое разоблачение коррупционных схем в Белоруссии. В 2019 году в стране состоялись судебные заседания по разбирательству о «медицинской мафии». Всего в деле более 100 фигурантов, их обвиняют во взятках при закупке медицинского оборудования и лекарств. Среди задержанных — замминистра здравоохранения, руководитель медслужбы министерства обороны, руководитель сети аптек «Искамед» и другие. Самую крупную сумму денег силовики обнаружили у директора предприятия «Белмедтехника» Александра Шарака. В гараже он хранил $620 тыс.

Изъятие денег у бывшего директора «Белмедтехники» Александра Шарака
Изъятие денег у бывшего директора «Белмедтехники» Александра Шарака. Фото: youtube.com

В 2017 году правоохранительные органы раскрыли преступную схему в агропромышленном комплексе. Руководители ряда предприятий получали взятки за лоббирование интересов коммерческой структуры. Та поставляла ветеринарное оборудование по завышенным в 3–5 раз ценам. Общая сумма взяток за два года достигла $1 млн.

Экономисты говорят, что коррупции при белорусской модели избежать сложно. «Это видно как раз на примере сахара. Четыре завода формально считаются открытыми акционерными обществами, но на самом деле они — госпредприятия. Государство определяет цену сахара на внутреннем рынке, объединило заводы в монопольную Белорусскую сахарную компанию», — объясняет «Известиям» белорусский экономист Ярослав Романчук.

Он добавляет, что государство могло передать производство в частные руки, тогда началась бы конкуренция. «Неэффективные собственники разорились бы, а эффективные выжили и снизили себестоимость производства, а соответственно, и цену товара. Но такая идея противоречит представлениям руководства страны. Возникает схематоз на ровном месте», — объясняет «Известиям» белорусский экономист Ярослав Романчук.

Бывший директор «Белмедтехники» Александр Шарак в зале суда
Бывший директор «Белмедтехники» Александр Шарак в зале суда. Фото: people.onliner.by/Максим Тарналицкий

Политологи отмечают, что каждое коррупционное дело расследуется по похожей схеме. Задержание происходит со спецэффектами — кадрами больших сумм денег, оружия, дорогих напитков и возвратом самолета. Потом следует пауза, во время которой происходящее обрастает слухами. На завершающем этапе слово берет глава государства, становясь, таким образом, олицетворением борьбы с воровством.

Особое значение разоблачения приобретают перед президентскими выборами, которые пройдут в Белоруссии в августе 2020 года. Эксперт Международного центра политического анализа и информационной безопасности Дмитрий Болкунец говорит «Известиям», что избирательная кампания Александра Лукашенко началась еще в конце 2019 года. «Тогда он много говорил о противостоянии с Россией. Но эта тема не может быть единственной. Что-то необходимо сделать на внутренней арене. Борьба с коррупцией — обязательный элемент», — отмечает собеседник.

Игорь Кармазин

По материалам: “Известия”

Ранее

Из «победителей» в «лузеры»

Далее

В центре Москвы назревает градостроительный скандал

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru