Не предполагал, что увижу Китай и таким
Вирус застал нас в городе Уси (ударение на последнюю гласную). Это по китайским меркам не крупный, всего 6.5 млн. жителей, город примерно в ста километрах от Шанхая и в полутысяче – от того самого Уханя.
Автовокзал закрыт, а вот два железнодорожных и аэропорт работают. Выехать из города можно спокойно. Въехать сложнее. Особенно из тех семи провинций, которые признаны “опасными”. Даже если ты местный, гарантировано попадаешь в двухнедельный карантин. Закрывают и опечатывают в собственной квартире, это если ты уже не болен, и раз в два дня приносят еду и меряют температуру. Нарушишь условия содержания – двухнедельный отсчёт начнётся по новой.
В последний раз с понятием дефицит сталкивался ещё в Советском Союзе, и после его окончания даже и не думал, что когда-нибудь столкнусь вновь. Да ещё в стране, которая производит всё и для всего мира. Но…
Четыре дня пришлось потратить на поиск защитных масок. При том, что в Китае их многие носили до всякого вируса. Для весьма своеобразно одевающихся китайцев маска, скорее, аксессуар, нежели защитное приспособление. Производство, поставка и сбыт, по моему разумению, должны были быть налажены давно и устойчиво…
Купили. Обошлись они примерно в 500 руб на наши деньги за 4 штуки. Тут же выяснилось, что носить их особо и некуда. Коммьюнити, где мы живём, по распоряжению местных властей закрыли на карантин. Не только наше. Тем более, что в нашем ничего особенного нет. Пропускной режим, пусть и с провинциальной спецификой, пишут отовсюду наши “китайские” знакомые, вводится по всей стране. Китай при его великом, как Стена, многообразии, умеет быть на удивление единообразным.
…Выйти из дома и погулять по километровому, примерно, периметру посёлка ты можешь, а вот покинуть его пределы – только раз в два дня. На русский глаз немного не логично, что мешает встретиться с заразой в тот день, когда выход в город разрешён? И как живут те, кто всё-таки начал работать после затянутых до последней возможности каникул? Но не мне учить Китай, как справляться с трудностями…
Всем местым раздали пропуска с проставленными в них датами прогулок. Из восьми входов-выходов открыт один, на котором сидят два суровых, но приветливых парня в защитных уже не масках, а костюмах – общественники по виду – охранники границы. Они в добровольно-принудительном порядке меряют тебе температуру, приставляя ко лбу градусник, похожий на детский пистолет, они отмечают пропуска, и они же разбираются с доставщиками еды и посылок. Доставка работает исправно, только доставляют сейчас не до дверей, а до забора, от которого забирать приходится самому. Пока идёшь домой, горячая и вкусная лапша остаётся только вкусной
Много мест, где можно спокойно перелезать через забор и пролезать под ним, но почему-то никто этого не делает. Китайцы и так-то производят впечатление людей спокойных и дисциплинированных, а сейчас просто являют собой образец того и другого. Все, кого встречаешь, выглядят очень миролюбиво. Нельзя – значит надо. Да и нечего особо делать за пределами коммьюнити.
Проще перечислить только то, что работает. Метро, с сильно увеличенным интервалом движения, такси, которых стало в разы меньше, аптеки – не все, продовольственные супермаркеты и магазины – на их счёт было специальное постановление правительства, фруктовые лавки и МакДональдс. А, ещё KFC и одна японская сетевая закусочная с непонятным мне названием. Всего остального как будто бы нет. Не ходят автобусы, не работают рестораны, кафе и харчевни, закрыты торговые центры, в которых китайцы обожают просто тусоваться, не пускают в парки. Мало машин, ещё меньше людей и совсем нет детей на улицах… Правда, нет и ощущения апокалипсиса. Ну, вышли все по своим делам на какое-то время. Скоро вернутся…
Всем не местным и из других провинций для приезда нужны основания. Насколько они веские, решат за тебя и скорее всего, не пустят. Тем из иностранцев, кому в эти дни надо делать въезд-выезд, скорее всего, придётся ограничиться только выездом.
Не предполагал, что увижу Китай и таким. Но жутких ощущений, как я уже сказал, нет. Неудобно, но спокойно, а если китайцы сами не волнуются, нам-то тогда чего. Единственное, никто не говорит, когда всё это закончится…
Валерий Вингурт,
специально для «Новых Ведомостей»
фото автора