Строительство и введение в строй плавучих заводов «ФлотМетанол» поможет окупить затраты на создание инфраструктуры арктического маршрута
Президент России Владимир Путин утвердил Основы государственной политики РФ в Арктике до 2035 года. В указе, опубликованном вчера на сайте Кремля, сказано, что наряду с обеспечением суверенитета и территориальной целостности РФ, сохранением Арктики как территории мираи некоторых других аспектов, к числу национальных интересов России в высоких широтах отнесено и развитие арктической зоны в качестве стратегической ресурсной базы, а также развитие Северного морского пути в качестве конкурентоспособной на мировом рынке национальной транспортной коммуникации РФ.
Севморпуть – один из самых перспективных морских маршрутов, и, одновременно, один из самых дорогих российских проектов. Его реализация сегодня оценивается уже более чем в 700 млрд рублей. Очевидно, что такие затраты требуют тщательной проработки коммерческих возможностей.
Одним из катализаторов спроса на этот высокоширотный коридор может стать увеличение производства метилового спирта. По прогнозам, мировой спрос на метанол будет расти на 5,5% ежегодно, и огромный спрос на этот продукт ожидается в КНР и Юго-Восточной Азии. Уже сегодня один Китай потребляет более половины производимого миром метанола.
Метиловый спирт широко используется в химической промышленности, а также в качестве дешевого топлива с высоким октановым числом. В качестве альтернативы традиционному дизелю метанол особенно полюбили ведущие производителей двигателей для морских судов, в частности, концернMAN. Да и многие компании уже переоборудовали свои флотилии двухтопливными двигателями, в том числе шведские PromanStenaBulk и Marinvest, японская NYK, канадская Waterfront и другие. Кстати, это потенциальные перевозчики и клиенты Севморпути.
В этом плане весьма перспективной выглядит российский инновационный проект под названием «ФлотМетанол». Его суть – ввод в эксплуатацию плавучих заводов про производству метанола, расположенных в непосредственной близости от северных газовых месторождений, в частности, около полуострова Ямал, где добывает нефть «Газпром». То есть, практически на Севморпути. Процесс производства метанола на кораблях-заводах полностью автоматизирован и экологичен.
Кроме того, суда «ФлотаМетанол» могут служить импровизированными заправками для кораблей, работающих на метаноле и следующих по Севморпути.
Первые корабли-заводы «ФлотаМетанол» дадут первую продукцию уже летом этого года. Плановая производительность – 10 млн тонн в год. Другими словами, открытие этого предприятия – конкретный шаг в поддержку президентских инициатив по освоению Арктики.
Виктор Семенов