Свое название схема получила по аналогии со сказкой «Алиса в Стране чудес», поскольку потенциальная жертва, следуя за «белым кроликом», в итоге оказывается в «черной норе».
Суть новой фишинговой схемы в использовании медийных личностей, от имени которых потенциальным жертвам предлагается пройти опрос за вознаграждение. Чтобы его получить, необходимо ввести реквизиты на сайте, одноразовая ссылка на который содержится в письме, приходящем на электронную почту. Ссылка действует ограниченное количество времени, а потому, когда за расследование инцидента берутся эксперты, изучать уже нечего.
Мошенники уже использовали в своих корыстных целях журналиста Юрия Дудя. Для организации аферы было использовано видео Дудя и информацию о проводимом им конкурсе с подменой ссылки. При переходе по ней пользователям предлагалось заплатить 240 рублей, чтобы «закрепить» собственное участие.
Банкиры подтвердили, что опросы с вознаграждением, которые «организуют» мошенники, набирают обороты. По их словам, многие даже не обращаются в банк и полицию из-за незначительности похищенных средств.
Выявление новой схемы достаточно проблематично из-за ссылок, срабатывающих лишь один раз. При этом залогом успеха, отмечают представители банковского сектора, является большой объем информации о гражданах в открытом доступе.