Из-за пандемии коронавируса российские и международные авиакомпании массово отменяют рейсы, а власти вводят ограничения на путешествия и деловые поездки. Некоторые авиакомпании уже объявили о том, что находятся в затруднительном положении, а учитывая тот факт, что ВОЗ объявила вирус COVID-19 пандемией – все это продлится достаточно долго. «Новые Ведомости» пообщались с Кузнецовым Марком Владимировичем, Коммерческим Директором “President Jet” о том, чего нам стоит ждать от ситуации и как эпидемия сказывается на коммерческой-авиации.
– Эпидемия нового коронавируса уже нанесла сильнейший удар по целому ряду отраслей мировой экономики. Больнее всего досталось туризму и пассажирским перевозкам. Как Вы считаете, как долго продлятся ограничения полетов?
– Эпидемия действительно наносит сильнейший удар по авиакомпаниям и организаторам рейсов, таким как я. По сути, сфера авиаперевозок сейчас используется только для того, чтобы вернуться домой. В не меньшей, если не в большей степени, происходящее затрагивает наших главных партнёров и заказчиков: туроператоров с их авиакомпаниями, спортивные команды, развлекательную индустрию (театры/цирки/концертные агентства) и сегмент корпоративных рейсов (так называемый, MICE-сегмент).
А вот ответить на ваш вопрос «как долго» я не могу. Это должны сделать врачи и эпидемиологи, но давайте рассмотрим два сценария: идеальный – все запреты снимут к лету и пессимистичный – запреты снимут к зиме.
– Очевидно, что в первом случае ситуация стабилизируется. А что нас ждет во втором?
– Да, вы правы.
Лето – самое хлебное время для авиакомпаний. Если все желающие смогут улететь в отпуск, то потери от чартеров на отменённый Евро-2020 или ещё не отменённый Park Live никто особо не заметит. Но если запрет снимут только к концу года и мимо пройдёт всё – и туристический поток, и событийный, то встанет большой вопрос о том, как операторы будут выживать.
Проблема в том, что сейчас идут массовые аннуляции рейсов и возвраты билетов. Но лизинговых платежей по самолётам, затрат на обслуживание бортов и зарплату персонала никто не отменял. Получается, что авиакомпания всем должна, а приходов – минимум, в зависимости от сетки внутренних рейсов того или иного оператора. Что, в любом случае, при карантине в стране – ничтожно мало.
– Справиться со сложившейся ситуацией можно используя только собственные средства или без помощи государства на этот раз не обойтись?
– Безусловно, тем операторам, в которых есть государственное участие будет гораздо проще пережить кризис, нежели частным. Я переживаю как за авиакомпании туроператоров, у которых сейчас минусы по всем фронтам, так и за довольно крупные, но с исключительно частными акционерами. Многое ещё зависит и от оперативного менеджмента в текущем кризисном моменте. Вы наверняка знаете, что крупнейшие мировые авиакомпании сейчас выводят из флота самые большие самолёты, типа Аэробуса А-380 на неопределённый срок за ненадобностью.
По моим данным, наши авиакомпании также начали подобную процедуру и один оператор выводит уже около 50 бортов, другой около 20 и начинают готовить их к лету. Но просто вывести – мало. Стоящий на земле самолёт всё равно уносит деньги. Самое сложное – максимально сократить расходы за его простой и обслуживание.
Очень известный авиационный блоггер Сэм Чуи 17/03 написал у себя в инстаграме, что авиакомпании могут потерять до 113 миллиардов долларов и столкнутся с банкротством уже к маю, если не получат помощи государства. Очень хочу верить, что помощь у нас будет оказана вовремя и в нужном объёме.
– А что сейчас происходит на рынке деловых перевозок?
– На сегодняшний день, сегмент бизнес-авиации пострадал чуть меньше. В среднем, потери составили примерно 15-20% от привычных значений, но никто не может сказать, что будет завтра. Немного изменился вектор, поскольку Америка закрыла регулярное авиасообщение со многими странами, но опять же, это лишь корректировка.
– По каким направлениям бизнес-джеты еще летают, а по каким уже нет?
– Если брать Европу, то на данный момент, все страны пускают к себе своих сограждан, необходимо только пройти тест и получить справку об отсутствии вируса.
Поначалу, кол-во запросов даже выросло, поскольку многие желающие не могли вернуться домой регулярными рейсами, но в результате, на количестве заказов это не отразилось. Главный сдерживающий фактор, конечно же, цена. Я уже рассказывал в другом своём интервью, что главное составляющее — это цена на топливо – она не уменьшилась. Более того, некоторые авиакомпании ввели обязательную дезинфекцию самолёта и пользование VIP-терминалами — это ещё немного увеличило финальную стоимость.
– Как вы думаете, приведет ли этот кризис к изменению качественного и количественного состава участников рынка деловых перевозок? Все ли доживут до окончания карантина?
– Делать прогнозы всегда дело неблагодарное, но полагаю, что рынок бизнес-авиации продолжит падение, вплоть до снятия всех ограничений в перемещении. Крупные и средние игроки должны это преодолеть, игроки поменьше – покажет время.
Мои главные опасения связаны с гражданской авиацией, т.к.такого депрессивного состояния наша индустрия не переживала ещё никогда в своей современной истории. Совершенно неизвестно, кому проще будет пройти через эту чёрную полосу: крупным авиакомпаниям, уже нарастившим мускулы и, соответственно, расходы или маленьким, где каждая линия на счету. Одно могу сказать точно, что рано или поздно это пройдёт и мы снова начнём летать по всему свету. А пока, мы не имеем никакого морального права унывать перед теми, кого этот вирус коснулся прямо, а не косвенно.