Как обезвредили стартап молодых фальшивомонетчиков
Преступная группа из Нижнего Новгорода развернула бизнес по производству поддельных купюр. Молодые люди напечатали фальшивок на общую сумму в миллиард рублей и реализовывали свою продукцию через Даркнет. Преступный бизнес просуществовал почти два года, но разбогатеть предприимчивые фальшивомонетчики так и не сумели. Лайф выяснил новые подробности скандальной криминальной истории.
Один из опасных источников заражения во время коронавирусной эпидемии — наличные деньги. Известно, что смертельный вирус живёт на бумажных поверхностях до трёх-четырёх дней. Но помимо инфицирования CoViD-19 наличность таит в себе и другие опасности. Бумажная купюра запросто может оказаться фальшивкой. В отчёте Банка России написано, что на каждый миллион банкнот приходится около семи фальшивых купюр — половина из них пятитысячные. Их количество с каждым годом только растёт. Время от времени правоохранители ловят и самих фальшивомонетчиков.
Последнее громкое задержание банды фальшивомонетчиков прошло в Нижнем Новгороде при силовой поддержке полицейского спецназа “Гром”. Операцию курировало Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК), которое раскрывало цепочку фальшивомонетчиков вместе с коллегами из Республики Татарстан, Удмуртской Республики, Московской и Нижегородской областей, при активном участии Росгвардии. Такой размах правоохранителей показывает, что деятельность преступной группы фактически опутала всю страну. Возбуждено более двадцати уголовных дел. Сегодня стали известны и другие подробности этой громкой истории.
Криминальный стартап
По данным следствия, бизнес по изготовлению поддельных купюр организовали около двух лет назад предприимчивые молодые люди из Нижнего Новгорода: 27-летний курьер по доставке еды Иван Аферов, 20-летний студент технического университета Андрей Скворцов и 21-летний предприниматель Олег Ефимов. На момент создания стартапа двое из фальшивомонетчиков едва стали совершеннолетними.
Горе-предприниматели сняли офис и закупили всё необходимое оборудование. Молодые фальшивомонетчики не только печатали крупные купюры в высоком разрешении на лазерных принтерах, но и использовали водяные знаки и специальные нити для вклеивания. Особенный интерес у них вызвали банкноты нового образца номиналом в 2000, которые ещё не так распространены по стране, как те же пятитысячные или тысячные. На изделиях из Нижнего Новгорода присутствовали необходимые рельеф, шероховатость, водяные знаки и защитная лента. Эти купюры были настолько хорошо изготовлены, что их принимали даже банкоматы и терминалы старого образца, не говоря уже о продавщицах провинциальных рынков и продмагов. После запуска криминального стартапа нижегородцам нужно было только найти надёжный канал сбыта.
Щупальца “Гидры”
Для сбыта фальшивок выбрали проторённый путь. Бизнес-партнёров искали на предназначенном для таких именно тёмных дел неубиваемом сайте “Гидра”, печально известном продажей наркотиков, оружия и другого нелегального товара, включая и фальшивые купюры (на жаргоне преступников — фальшь). На “Гидре” есть даже специальный раздел — фальшивые деньги, где любой желающий может выбрать один из двадцати магазинов фальшивомонетчиков и приобрести фальшь приблизительно за 30% от стоимости номинала. Распространяют фальшивки так же, как и наркотики, — с помощью специальных кладов в безлюдных местах, передавая сообщникам координаты товара только после получения оплаты на обезличенные биткоин-кошельки. Благодаря такой схеме никто из участников всей криминальной цепочки не знает абсолютно ничего друг о друге, при соблюдении всех правил безопасности фальшивомонетчики надеются печатать и распространять поддельные купюры безнаказанно.
Как оперативники брали псевдобанк России
Но даже самые опытные преступники ошибаются, не говоря уже о молодых и начинающих фальшивомонетчиках. Основными партнёрами нижегородцев в Москве стали 25-летние Юлия Исаева из Москвы и Александр Порхунов из Балашихи. Они приобретали крупные партии фальши и занимались не только оптовой торговлей по Москве и Подмосковью, но и по всей стране при помощи созданного Порхуновым на том же маркетплейсе “Гидра” магазина с издевательским названием “Банк России”. По версии следствия, Порхунов взял на себя всю техническую часть, а Исаева занималась непосредственно распространением, рассылая мелкие партии по адресатам с помощью почты и курьерских служб.
Крупные оптовые партии от подпольного “банка России” с “Гидры” (от полумиллиона и выше) продавались всего за 10–15% от номинала. Но основными покупателями были злоумышленники из регионов, которые приобретали фальшь мелкими партиями за 30% от стоимости и распространяли купюры самозваного “банка” в торговых точках провинциальных городов. Вместе с товаром дельцы теневого “банка России” предоставляли и консультации по сбыту фальшивых денег.
Первые сигналы о найденных отлично сделанных поддельных деньгах начали поступать в конце 2019 года из Татарстана. Тогда же и было заведено первое уголовное дело по факту. Потом фальшивые деньги, изготовленные тем же способом, начали находить и в других регионах. Стало понятно, что на рынке фальшивых денег появился новый крупный игрок. Поэтому за дело взялись опытные следователи из Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции.
Как это часто бывает, началось с задержания рядовых покупателей фальши. С одним из таких задержанных оптовик, преступив главное правило Даркнета, встретился лично. Так удалось выйти на Исаеву с Порхуновым. После чего в результате оперативно-следственных мероприятий оперативники добрались и до создателей нижегородского печатного стартапа.
Задержали одних, но работают другие
За всё время своего существования преступная группа (включая нижегородцев и москвичей) провела более трёх тысяч сделок по сбыту поддельных купюр на общую сумму в миллиард рублей. Где-то шестьсот миллионов ещё не реализованной фальши оперативники обнаружили в нижегородском офисе злоумышленников. Но несмотря на громкое дело, едва ли войну государства с фальшивыми деньгами можно назвать оконченной. В Даркнете и сегодня полно сообщений о продаже фальши, и товар пользуется большим спросом, особенно в регионах, несмотря на суровое наказание за сбыт поддельных денег — от пяти до пятнадцати лет лишения свободы.
Некоторые магазины практически в открытую торгуют фальшью по три, а то и по четыре года, но поймать организаторов всё никак не могут. А законопослушным гражданам остаётся только надеяться, что и эти злоумышленники когда-нибудь допустят роковую для себя ошибку.
Сенькин Станислав
По материалам: “Life”