Наталия МЕТЛИНА об очередных гастролях христианских артефактов в России.
Мчусь на стрижку по Садовому кольцу. У станции метро «Парк культуры» хочу нырнуть вниз, на Фрунзенскую набережную. И тут неожиданно натыкаюсь на полицейскую машину, перекрывшую съезд. Все пространство под мостом уставлено апельсиновыми пластиковыми конусами. Я выруливаю на улицу Льва Толстого, и оттуда несусь к мастеру, дико извиняюсь за опоздание, которое, почему-то никого не удивило. Такая участь постигла в те дни всех, стремящихся к красоте.
Несколько дней в Москве царит абсолютный религиозный коллапс. Хочется напомнить гражданам, что в России церковь отделена от государства, даже несмотря на все попытки экстремально настроенных депутатов ГД перекрошить Конституцию, этот параграф остается незыблемым. Но, как и многое из того, что было написано 20 лет назад, и это положение нарушается. Безбожно.
А ежегодные гастроли иностранных христианских артефактов сопровождаются активным вмешательством государства. Для поддержания чувств верующих, на деньги, в том числе, атеистов-налогоплательщиков, к Храму Христа Спасителя стягиваются правоохранительные органы, внутренние войска, бригады «Скорой помощи», организовываются полевые кухни. Десятки автобусов вдоль набережной используют в качестве пунктов обогрева для тех, кто часами ждет чуда.
Правда, для тех, кому ждать некогда, кто хочет и уже получил от жизни все, есть специальный проход в цокольном этаже ХХС. Для солидных господ проложен менее тернистый путь к спасению души. Два года назад глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин привозил в Москву с греческого Афона Пояс Богородицы, хотя в соседней с ХХС церкви лежит фрагмент все того же пояса, к которому никто не идет, почему-то. Но к Поясу афонскому шли круглосуточно миллионы. В основном, женщины. Якунин объяснил цель приезда святыни стремлением улучшить демографическую ситуацию, а в связи с тем, что хранится она в мужском монастыре, впервые женщины получили к ней доступ для поклонения.
Товарищ Якунин, если бы наши чиновники не строили бы себе в таком количестве шубохранилища на дачных участках, гораздо большая часть государственного бюджета шла бы на развитие здравоохранения и медицинской науки. А пока правительство и главы госкорпораций верят, что чудо дешевле.
Турникеты – ничто, по сравнению со строительством нового перинатального или кардиологического центра. С Афона уже «Дары волхвов» привез миллиардер Константин Малофеев. Православный миллиардер! (Был у меня на памяти православный банкир – сейчас в международном розыске – Н.М.). Последние несколько лет Малофеев ни раз становился фигурантом уголовных дел, посему, наверное, решил сделать что-то хорошее, чтобы закончить черную полосу своей жизни. Сделал. Привез.
И понеслась душа в рай. По зову православных агитаторов и примкнувших к ним государственных СМИ, тысячи москвичей и гостей столицы штурмовали станцию «Кропоткинская», откуда, не разбирая, кто и зачем выходит, их разворачивали вверх по Сокольнической ветке, причем, на каждой следующей станции страждущим объявляли, сколько именно нужно еще проехать, чтобы встать в конец очереди. Но это было только началом, ведь предстоял многочасовой и многокилометровый путь к святыне. Промерзших взрослых и зачем-то притащенных детей гнали, как баранов, сквозь турникеты. Периодически очередь разрывали, загоняли людей в автобусы на обогрев, а потом снова гнали, как каторжников, по промозглой мокрой набережной Москвы-реки.
Тем, кому повезло, укладывались в 9 часов, кому не очень – более чем в 20. Но Господь сам терпел, и нам велел терпеть. К тому же на протяжении всего пути из громкоговорителей доносился мужской голос, который в подробностях рассказывал, куда и зачем, собственно, идут верующие. И когда, наконец, толпа влетала в помещение ХХС, верующих также бесцеремонно прогоняли мимо ларца. И единицы под конец этого напряженнейшего мероприятия чувствовали прилив сил, воодушевление и снизошедшую благодать.
Остальные, сопровождая выход крепкими солдатскими выражениями, покидали ХХС измочаленные и злые. Конечно, в эти дни историки и религиоведы очень активно обсуждают происхождение греческих рождественских подарков и их подлинность. Мне в этом споре делать нечего. Я иду туда, где мой народ. Я хочу понять, кто эти люди, зачем они сюда пришли и ради чего выстаивают эту адскую очередь.
Оказалось, мало кто вообще осведомлен об истории предметов, находящихся в ковчеге. Все ограничивается скудными словосочетаниями «пришли поклониться», «ребенка прививаем к нашей православной культуре», «хотим получить благословение на все хорошее», «это большое дело для нас, для россиян». А одна женщина, рассказывали в толпе, «плохо видела, а после того, как поцеловала дары, стала читать без очков». Во как! (сразу хочется спросить, что именно она теперь читает).
Но даже если поверить в версию перемещения реликвий во времени и пространстве за два последних тысячитетия, которую огласил Патриарх Кирилл, это всего лишь версия, ибо существует множество воспоминаний и исторических сводов, в которых данные предметы вообще не упоминаются.
Но дело в том чудовищном ажиотаже, который возникает всякий раз, когда в столицу привозят нечто чудесное, что поможет обрести желаемое. Потому и тянуться люди со своими простыми мирскими просьбами, проблемами, которые доселе не в состоянии были, а может, не хотели решить самостоятельно – болеют дети, нет работы, муж пьет, жена ушла, хочу замуж, сына посадили, денег не хватает. И если бы завтра в ХХС привезли золотую рыбку, думаю, очередь была бы до Санкт-Петербурга, а там примкнули бы уже свои.
Вот стоит жирная, уродливая деваха с прыщавым лицом и немытыми волосами – у нее не складывается личная жизнь, но она верит, что, поцеловав ларец, ее жизнь изменится. Она, как и многие в этой очереди, верит в чудо. И всякий раз, когда слово «чудо» возникает в воздухе, она летит на него, как мотылек. Ее религиозные познания настолько скудны, что вера в чудо гораздо сильнее веры христианской, понимания и следования заповедям. Когда она была маленькой, она стояла в очереди в мавзолей Ленина, а потом был Чумак и Кашпировский, и она заряжала воду у телевизора, потом были гадалки, ворожеи, бабки-заговорщицы, маги, экстрасенсы. И, приходя на прием к очередному чудеснику, она, прилизывая свою засаленную тупую головку, всякий раз верила, что вот-вот мир взорвется по мановению палочки.
Я вспоминаю времена, когда сотрудники КГБ СССР заходили в магазины, подходили к покупателям и интересовались, а почему они не на работе?.. Мне очень хочется спросить – ребятушки, так ведь рабочий день в самом разгаре, вы что тут делаете? Но никто их не спрашивает, государству выгодно охранение этого верующего в чудо стада. Его и паствой можно назвать с натяжкой. Они все, по большому счету, халявщики. Они – потомки Лени Голубкова. Никто не борется за собственное счастье, достаток, здоровье. А ведь именно тружеников и праведников любит Господь, им он и посылает благодать и спасение.
И никто из очередников не задумывается, что эти 9 часов можно провести, например, в хосписе, ухаживая за смертельно больными детьми или в доме престарелых. И этот акт милосердия и сострадания даст душе, сердцу в тысячу раз больше, чем лобызание уже изрядно утомленного просьбами ковчега. Может быть, после этого жизнь то и изменится. По крайней мере, в этих местах Господь нас точно ждет, но туда нет очереди…
Наталия МЕТЛИНА
Фото: gazeta.ru