Перевозка детей и боеприпасов на лайнере обернулась гибелью 1197 человек
В этой истории, хотя прошло уже 105 лет, до сих пор много неясного. Действия правительств Великобритании и кайзеровской Германии вызывают много вопросов. В этой статье мы попытаемся разобраться, что же происходило вокруг трансатлантического лайнера «Лузитания» в далеком 1915 году.
Скороходы «Кунарда»
За 110 лет борьбы за обладание «Голубой ленты Атлантики» – приза самому быстроходному пассажирскому лайнеру, пересекающему Северную Атлантику – судоходная компания «Кунард Лайн» всегда была в числе лидеров. К началу ХХ века стало ясно, что паровые машины подошли к максимуму своих возможностей, и дальнейшее увеличение скорости на лайнерах с паровыми машинами невозможно. Требовался новый двигатель.
В Великобритании в 1884 году английский инженер Чарлз Парсонс получил патент на многоступенчатую турбину. Первоначально это была всего лишь идея создания нового типа двигателя. Только через 10 лет, в 1894 году он построил демонстрационный катер «Турбиния», оснащенный паровой турбиной. На испытаниях «Турбиния» показала рекордную скорость — 60 км/ч. Изобретение Парсонса вначале не привлекло внимания. Только его выходка, когда изобретатель на «Турбинии» демонстративно ушел от полицейских катеров на военно-морском параде, заставила Британское Адмиралтейство пересмотреть своё отношение к новому типу двигателей. Турбины стали ставить на быстроходных военных кораблях – линкорах, крейсерах и эскадренных миноносцах. Торговый флот это новшество встретил скептически. С одной стороны, скорость кораблей с паровыми турбинами была выше. С другой стороны, они потребляли значительно больше топлива, и их экономичность была существенно ниже, чем у обычной паровой машины или у дизельного двигателя. Казалось, что турбины будут использоваться только в военно-морских флотах. Но среди торговых судов были трансатлантические лайнеры, для которых, кроме экономичности очень важна была скорость. Загрузка у лайнера – обладателя «Голубой ленты» – была всегда почти максимальной, и он приносил хозяевам больше прибыли, чем обыкновенные лайнеры.
Англичане, как всегда, нашли компромисс. В Великобритании – как и во всех других морских странах – торговый флот, в случае войны, был резервом военного. Когда в Британском Адмиралтействе ознакомились с техническими данными будущих турбинных лайнеров «Кунард лайн», там согласились оплатить часть стоимости постройки двух судов при условии возможности установки на них вооружения. Самый быстроходный пассажирский лайнер в мире был отличным потенциальным вспомогательным крейсером, или войсковым транспортом. Компания «Кунард Лайн» занимало значимое место в гражданском судоходстве Великобритании, и большинство её лайнеров подлежали мобилизации в случае войны. Поэтому руководство компании договорилось с Правительством о субсидировании достаточно быстро. Стабильное финансирование способствовало тому, что в 1907 году на воду были спущены два новых трансатлантика – «Мавритания» и «Лузитания». Это были огромные по тем временам четырехтрубные красавцы, длиной 240 метров, водоизмещением 44 700 тонн, с четырьмя турбинами Парсонса, позволяющими развивать скорость 25 – 26 узлов – около 48 км/ч. Лайнеры брали на борт 2165 человек – 563 в первом классе, 464 во втором классе и 1138 в третьем классе. Пассажиры первого класса путешествовали в роскоши пятизвездочных отелей. Лайнеры были очень «прожорливы». В сутки они потребляли 910 тонн отборного угля.
Через несколько месяцев после начала работы на линии Ливерпуль – Нью-Йорк «Мавритания отобрала «Голубую ленту» Атлантика у немецкого лайнера «Дейчланд». Оба судна приобрели огромную популярность, и надолго стали бесспорными лидерами на трассе в Северной Атлантике.
Первая Мировая война
Первая мировая война – первая война в истории человечества, охватившая значительные пространства на планете. До этого войны бушевали в каких-то локальных местах. Психологически судовладельцы не совсем понимали, могут ли они продолжать эксплуатировать свои лайнеры, или их лучше спрятать в безопасных портах. Это потом, в начале Второй мировой войны, был выработан алгоритм поведения судовладельцев. А в августе 1914 года пассажирские суда многих стран продолжали совершать регулярные рейсы в порт Нью-Йорка.
В соответствии с договором между Британским Адмиралтейством и компанией «Кунард Лайн», «Мавритания» была мобилизована, вооружена, и использовалась в качестве вспомогательного крейсера королевского флота. «Лузитания» продолжала работать на трансатлантической линии.
Роковой рейс – с детьми и боеприпасами
Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Во время Первой мировой войны основное противостояние на море развернулось между английским Гранд Флитом и немецким Флотом открытого моря. Преимущество было на стороне англичан, поэтому немцы использовали тактику измора. Они минировали подходы к английским портам и впервые в истории человечества использовали неограниченную подводную войну. Несколько районов вокруг Британских островов были объявлены зоной неограниченной подводной войны. Все торговые суда – кроме судов нейтральных стран с нанесенными флагами этих стран на борту – топились без предупреждения. Правда, в Первую мировую войну существовали правила, регламентирующие атаку подводной лодки пассажирского судна. Эти правила гласили, что при встрече подводной лодки с пассажирским судном, лодка должна всплыть и дать возможность пассажирам пересесть в спасательные шлюпки. Только после этого субмарина могла потопить пассажирское судно.
Мало кто знает, но до 30-х годов ХХ века в царской России и в СССР США называлась Северо-Американские Соединённые штаты – САСШ. В 1915 году США было нейтральным государством в Первой мировой войне. Для кайзеровской Германии это был большой плюс, так как страна могла покупать необходимое для войны сырьё. Немцы построили даже серию грузовых гражданских подводных лодок. Это были большие невооруженные субмарины под коммерческим флагом и формально гражданским экипажем. Англичане были крайне недовольны этим обстоятельством, но сделать ничего не могли. Лодки приходили в американские порты, проходили таможенную проверку, загружались товарами и уходили.
За девять дней до отправления «Лузитании» в рейс, 22 апреля 1915 года, посольство Германии в США опубликовало предупреждение пассажирам лайнера, в котором, в частности, говорилось: «Обратите внимание! Путешественникам, намеревающимся отправиться в плавание через Атлантический океан, напоминаем, что Германия и её союзники находится в состоянии войны с Великобританией и её союзниками…… путешественники, находящиеся в зоне ведения боевых действий на судне Великобритании или её союзника, действуют на свой страх и риск…» Была любопытна форма подачи этого предупреждения. Немецкие дипломаты достали где-то тираж рекламы путешествия на «Лузитании», и напечатали свой текст на обороте. Ни один билет не был сдан, офицеры лайнера не опасались немецких подводных лодок, так как скорость «Лузитании» была почти в два раза больше надводной скорости немецких подводных лодок того времени.
На «Лузитанию» были загружены не только гражданские грузы. В трюмах судна находились 4,2 миллиона винтовочных патронов, 1250 ящиков шрапнельных стаканов и другие грузы военного назначения. Впоследствии, наличие такого груза на гражданском судне вызвало массу споров. С одной стороны, груз не был упомянут в грузовой декларации лайнера на момент выхода из порта Нью-Йорка. Полный грузовой манифест был вручен американцам только после того, как «Лузитания» покинула территориальные воды США. С другой стороны, а Великобритании действовал закон от 1911 года, разрешавший перевозку стрелкового оружия на гражданских судах. Немцы же считали -пассажирский лайнер с миллионами патронов на борту судном, перевозящим военную контрабанду.
Атака
В свой последний рейс турбоход вышел 1 мая 1915 года с двухчасовым опозданием – ждали 41 пассажира с багажом. Всего на борту было 1262 пассажира и 698 члена экипажа. Капитаном «Лузитании» был 58-летний Уильям Тернер, проработавший капитаном в компании «Кунард Лайн» 12 лет. Пассажиров было не очень много – пустовала почти половина кают. Ради маскировки, трубы «Лузитании» перекрасили. Из красных они стали темно-серыми. На лайнере соблюдали режим затемнения, при подходе к берегам Британии все спасательные шлюпки были вывалены за борт, герметичные двери в переборках задраены. 6 мая в 19-50 радист «Лузитании» получил предупреждение от британского Адмиралтейства: «Подводные лодки проявляют активность у южных берегов Ирландии». Вечером скорость лайнера была увеличена до 21 узла (39 км/ч). Большую скорость лайнер развить не мог, так как часть котлов в этом рейсе не были задействованы из-за экономии угля. Вскоре пришло еще одно предупреждение о подводных лодках.
Немецкая подводная лодка U-20 была спущена на воду в 1913 году, и на то время была современным боевым кораблем. Вместе с двумя другими лодками – U-27 и U-30 они должны были обеспечить блокаду вокруг Шотландии. 2 мая U-20 под командованием капитан-лейтенанта Вальтера Швигера достигла северо-востока Шотландии и направилась к Ирландии, чтобы с юга войти в Ирландское море. В то время англичане следили за перемещением немецких подводных лодок с помощью перехвата радиосообщений с них.
Парадокс заключался в том, что перехватывало и расшифровывало немецкие радиограммы секретное криптографическое подразделение Адмиралтейства – «Комната 40» . Но это подразделение было настолько секретным, что информация из него передавалась только высшим чинам Адмиралтейства, но не доводилась до служб, информировавших капитанов торговых судов об опасности немецких подводных лодок. До роковой встречи U-20 потопила шхуну «Граф Латом», пароходы «Кандидат», «Кайо Романо» и «Центурион».
В 5 часов утра «Лузитания» прошла мимо досмотрового судна, патрулировавшего прибрежную зону. Капитан Тернер несколько раз снижал скорость. Это было связано с туманом и временем подхода к устью реки Мерси. U-20 пыталась атаковать английский крейсер «Джуно», но тот шёл достаточно быстро и противолодочным зигзагом. Атака сорвалась. «Лузитания» шла прямо по своему курсу. В 12-40 по местному времени Тернеру была передано последняя – пятая – радиограмма-предупреждение о подводной лодке по курсу лайнера. Капитан Тернер считал, что противолодочный зигзаг нужно применять только после того, как лодка будет обнаружена. «Лузитания» продолжала идти прямо. Справедливости ради надо сказать, что этот район патрулировали несколько крейсеров и эсминцев, 4 вооруженные паровые яхты и 16 вооруженных траулеров. Капитану Тернеру такая информация добавляла уверенности. Интересный факт. Начальник Морского Генерального штаба предложил организовать охрану «Лузитании» в водах Ирландии. Но первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль запретил конвоирование, ограничившись только радиограммами-предупреждениями.
Андрей Максимов
По материалам: “Наша Версия”