Как благородное дело объединило всех жителей города
Мимо окон пробегают дивной красоты карельские пейзажи, и вот он — Сегежа. В этом городе, где находится один из крупнейших целлюлозно-бумажных комбинатов России, живут и работают люди светлые и трудолюбивые, что полностью соответствует названию. Ведь слово «сегежа» образовано от финского «sees», что значит «светлый, чистый».
Поселение это в Карелии относительно молодое — только в 1943 году ему был присвоен статус города. В Великую Отечественную в Сегеже располагались госпитали для солдат Карельского фронта, формировались отряды партизан.
По этой причине знакомство с городом мы начали с возложения цветов к памятнику воинам-освободителям республики, после чего зашли в рядом стоящий храм Святой Живоначальной Троицы.
Как рассказал нам гид, старинных церквей, какими гордятся Кострома, Вологда или Киев, в Сегеже никогда не было. Храм во имя Святой Живоначальной Троицы заложили двадцать лет назад. Как и раньше на Святой Руси, церковь решили строить в центре города, на самом живописном месте. Епископ Мануил освятил поклонный Крест и закладной камень. Но само строительство началось только в августе 2003-го.
Кстати, история о том, почему храм состоит из двух разных частей — нижней каменной и верхней деревянной, а также по какой причине так долго строится, весьма и весьма интересная.
Оказывается, на начальном этапе строительства оказывать финансовую помощь вызвалось градообразующее предприятие — Сегежский ЦБК. Но долгих 10 лет ушли на разборки, в чьи руки в процессе акционирования комбинат попадет. Сначала он перешел к шведскому концерну «Асидомен». И уже от него — к группе карельских предпринимателей, которые и пообещали жителям Сегежи: быть в городе карельских бумажников храму! А раз город в основном каменный, решили бизнесмены, значит и церковь должна быть каменной.
Но пока возводили ее нижнюю часть, акции комбината перекупил один из столичных банков. А москвичам-то какое дело до сегежского храма? Вот они и отказали в финансовой поддержке строительства.
Для того, чтобы хоть как-то выйти из создавшегося тупикового положения, в приходе решили второй этаж храма сделать уже не каменным, а деревянным. Ну, а для того, чтобы строительство не остановилось, в городе была объявлена акция «Именной брус». Вот так, на пожертвования, «всем миром» и возводятся сейчас — венец за венцом — стены новой церкви.
Это благородное дело объединило всех: и администрацию города, и местные предприятия, и горожан. Люди, рассказывавшие об этапах возведения новой церкви, говорили «мы», отождествляя себя со всеми участниками значительного для духовной жизни города проекта. Это дает надежду, что общими усилиями Троицкая церковь будет построена в кратчайшие сроки, и она станет первым в Карелии новопостроенным двухэтажным храмом. Верхняя часть храма будет освящена во имя Святой Живоначальной Троицы, а нижняя — во имя Казанской иконы Божией Матери.
…Три года назад в администрации Кронштадта мне подарили диск, рассказывающий о житие святого Иоана Кронштадского. Так вот этот преподобный говорил: «Человек создан именно на дела благие, то есть на дела святости, верности, правды, любви и милосердия, на дела самоотвержения и мужества, воздержания и разнообразного учения, — для служения многообразным нуждам Церкви и Отечества. Общественное благо — предпочитать своему частному. Такое употребление дара жизни на пользу других согласно с волею Божиею, есть лучшая жертва Богу за дар жизни, лучшая благодарность Ему».
Именно эти слова невольно вспомнились мне у строящегося храма в карельской Сегеже.
Валерий ГРОМАК
спецкор «НВ»
СЕГЕЖА
Фото Анатолия ОРЛОВА