С чем столкнулся бизнес в Минске после уличных протестов из-за выборов
День президентских выборов в Белоруссии завершился массовыми протестами в Минске и других городах. Forbes пообщался с предпринимателями и расспросил о том, как на бизнес повлияют несменяемость власти и уличные беспорядки.
Вечером в воскресенье, 9 августа, социальные сети заполнили фото и видео из Минска и других белорусских городов, где после объявления результатов президентских выборов на улицы вышли тысячи людей. По официальным данным, действующий президент Александр Лукашенко победил с результатом более 80%. Главный соперник Лукашенко Светлана Тихановская набрала 6,8%. Данные независимых экзит-полов на участках за пределами Белоруссии говорили об обратном. Масштабные беспорядки начались после 22:00, когда ОМОН стал применять против протестующих светошумовые гранаты и водометы.
Утром в понедельник до многих предпринимателей, с которыми Forbes заранее договаривался об интервью, невозможно было дозвониться, им не доходили сообщения. Интернет стал плохо работать еще в воскресенье днем, к ночи перестали открываться крупнейшие новостные ресурсы страны, как независимые, так и государственные. Перебои наблюдались в работе Telegram, YouTube и других сервисов Google, плохо работали VPN-сервисы. В понедельник связь так и не восстановилась, что уже ударило по бизнесу. Какие еще последствия выборов и массовых беспорядков ожидают белорусские предприниматели?
«Бизнес парализован»
Сандра Бондаре, основательница компании по пошиву корпоративной одежды Satoshi:
— Сейчас в стране все достаточно сложно. Очень жаль людей, которые вчера вышли на улицы, которых задержали и ранили. К сожалению, сама [в протестах] не участвовала.
Я не знаю, что может изменить [политическую обстановку], какие инструменты нужны. Никаких данных по выборам у меня нет — не открываются ни мессенджеры, ни сайты СМИ, ничего. Я вот думаю, как страна узнает, кто новый президент, если доступа к информации нет?
Бизнес парализован по техническим причинам. У нас весь день нет интернета. Платежи стоят, вся внутренняя коммуникация и коммуникация с клиентами — все зависло, Telegram, WhatsApp, Viber. Очень надеюсь, что это быстро разрешится, хотя мало шансов. Сложно что-то прогнозировать, я не сильна в политике. Мы работаем в B2B-сегменте, обслуживаем IT-компании в основном: Wargaming, Flo Health, Vizor — шьем им фирменную одежду — мерч. В нашем случае все будет зависеть от бизнеса IT. До сих пор все было хорошо: с учетом парков высоких технологий, налоговых льгот [для IT-компаний] и т.д. Мы довольны своей нишей. Если поменяется политическая обстановка и это отразится на бизнесе IT, то по цепочке пострадает и наш бизнес. Как будет, не знаю. Ждем, когда все наладится.
«Десять лет назад происходило то же самое. Ничего не меняется»
Сергей Телепун, франчайзи квестов «Клаустрофобия»:
— Связи нет, интернет не работает. Из-за этого бизнес испытывает неудобства. Я работаю с людьми, предоставляю услуги развлекательного характера. У нас какие-то мероприятия были забронированы, они состоялись. Неудобства не приведут к убыткам. Убытки меня настигли из-за коронавируса. Тогда выручка упала до нуля в течение одной-двух недель. У нас карантин не объявляли, люди просто перестали посещать заведения. Вот тогда были убытки, сейчас не так. Надеюсь, сегодня-завтра [со связью] все наладится.
Не думаю, что такие бизнесы, как мы, мелкие компании, напрямую зависят от того, что происходит каждый раз на выборах. Потому что в прошлый раз, в позапрошлый раз и десять лет назад происходило то же самое, раз за разом. Были волнения, были вопросы, были обсуждения, но люди, особенно предприниматели, как работали, так и работают дальше. Может, крупные бизнесы это [волнения и протесты] затронет. По итогу у нас все равно ничего не меняется.
«Людям донесли посыл: «Вы — просто мясо»
Георгий Петровский, владелец белорусской компании по заказной разработке сайтов «Каспи Софтвер»:
— У нас [интернет] вообще лежит еще со вчерашнего дня: никто не может работать — ни банки, никто. Просто треш. Я в соцсетях последний раз сидел вчера в 4 дня, больше интернета не было. По телефону от друзей узнал о том, что Лукашенко набрал более 80% <…>
Ситуация с коронавирусом показала, что не должно быть единоличной власти у одного человека. Всем было наплевать на вирус, говорили, что это народопсихоз. У меня самого отец болел, в больницу его долго не забирали. Говорили: лежите дома. Таким отношением людям донесли посыл: «Вы — просто мясо, вы никто». Вот это было последним триггером. В России тоже недовольны властью, но там хотя бы карантин ввели. У нас нет ни одного предприятия, которое хотя бы что-то получило, кроме отсрочки по налогам, — вообще ноль.
Курс доллара у нас постоянно растет — уже 26 лет. Года три назад он составлял 1,6 рубля, сегодня уже примерно 2,6. Дальше будет уже 4-5 рублей. От существующей власти мы не слышим стратегии того, как это улучшить. Все думают о том, что уже в этом году произойдут такие перемены [с курсом доллара], людям уже кушать не на что будет. В регионах у нас страшнейшая нищета.
Если говорить про сферу IT, в которой работает моя компания, то на ней практически никак не отразятся итоги выборов. Большинство IT-компаний работает на внешний рынок. За счет этого и у сотрудников растут зарплаты по отношению к белорусскому рублю, и компании чувствуют себя хорошо. Для всех остальных компаний, для реального сектора, это огромные проблемы. Кадры будут уезжать. Зарплаты-то невысокие — они всегда будут отставать от девальвации. Пока закрыты границы [с Европой], люди никуда не едут. Но как только откроют, очень вероятно, что многие поедут в Польшу, Россию, Литву и Украину, например. Это усугубит еще кризис. У нашей и без того рейтинг риска BB+. Это очень плохо.
«За неделю мы потеряем половину заработка»
Дмитрий Кветко, основатель и владелец образовательного центра «Институт бизнес-технологий»:
— По моим ощущениям, вчера с утра мы уже начали жить в новой стране — стране военной диктатуры по принципу Северной Кореи. На самом деле страшно: мы оторваны от мира начиная с утра вчерашнего дня. Не получаем никаких новостей, все Telegram-каналы, сайты не работают, прокси-серверы не справляются. Мы находимся в вакууме и не понимаем, что происходит у нас в стране. Работает только мобильная связь. Но практически на всех избирательных участках стояли глушилки.
Думаю, интернета не будет в ближайшую неделю. Отсутствие интернета — тоже удар по бизнесу. У нас 50% курсов были в онлайн. За неделю половину заработка мы потеряем. <…>
Последние 1,5-2 года идет рецессия. Если сейчас у власти останется старый президент, рецессия продолжится. Бизнес от этого, безусловно, будет страдать. Я в своей компании уже заметил на фоне коронавируса, начиная с февраля-марта, отток людей за пределы Белоруссии. Люди стали массово уезжать — в Прибалтийские страны, Германию. Они переквалифицируются у нас и едут как раз за рубеж. Мне кажется, итоги выборов только усилят этот тренд.
Более того, платежеспособность уже заметно снизилась. Мы сейчас вынуждены снижать цены на курсы, чтобы сохранить клиентов. Мы работаем в 2-3 раза больше за те же деньги, которые получали 4-5 лет назад. Идет обесценивание нашей услуги. У нас нет возможности планировать на полгода-год. Поэтому, с одной стороны, мы надеемся на рост клиентопотока в связи с желанием людей получать новые профессии и уезжать, а с другой — катастрофическое снижение рентабельности.
Ильмира Гайсина, Ксения Мельникова, Анастасия Карпова
По материалам: “Forbes”