Молодежь сознательно заменяет любовь одноразовыми отношениями.
Свободные отношения, дружеский секс, партнер на одну ночь, случайная связь – воспринимались всегда по-разному – за адюльтер 50 лет можно было вылететь из партии, а за ночь любви с прекрасным незнакомцем тридцатью годами позже прослыть девушкой без комплексов. Но вне зависимости от оценки, даже самые кратковременные и случайные связи неизменно относились к приключениям сексуального толка. Теперь же, как говорят, психологи, интимная связь стала асексуальней похода в магазин.
Культура «hook up», а по-нашему «культура «в контакте», возникшая в поколении нынешних студентов 1990-1995 гг. рождения, умело примиряет надвигающуюся эпоху асексуальности с пока еще существующей модой на секс. Главный отличительный момент хук-ап от свободных отношений в том, что «контактная» культура разделяет не только секс и любовь, но и секс с любыми другими отношениями – дружбой, симпатией, расчетом. Ничего личного, просто хук-ап. Связь в стиле хук-ап происходит по принципу наименьших затрат – временных, материальных, эмоциональных. «И хукаперы, и асексуалы – порождение одного общего тренда инфантизизации и невротизации молодежи. Ведь способность к поддержанию устойчивых близких отношений – свойство зрелой личности, – рассказывает психолог Марк Сандомирский. – А незрелые, инфантильные личности избегают близких отношений (по крайней мере, длительных) – поскольку неспособны брать на себя ответственность, избегают ее. Среди психологических механизмов, порождающих хукаперов, можно выделить несколько вариантов. Первый – инфантильный гедонистический вариант. В этом случае, студенты до настоящей любви еще «не доросли». И секс без любви – проявление нарциссической неспособности любить кого-то, кроме себя. Второй – посттравматический (невротический) вариант – «обжегшись на молоке». В нежном возрасте они испытали болезненный душ кризис разрыва отношений или неразделенной любви, преодоления любовной зависимости. И чтобы его избежать повторения, пытаются не влюбляться».
Впервые о хук-ап культуре заговорила профессор Бостонского университета Донна Фрейтас. Этим термином автор определяет «рациональную форму сексуальных отношений, чисто физическую по природе». Вроде как секс есть, а желания, страсти, зашкаливающих эмоций нет. «Вы привлекательны, я чертовски привлекателен – так зачем зря время терять?». И на утро – никаких раскаяний или, что еще хуже, попытки назначить свидание. Это же эмоции, а не нижнее белье. А такими вещами хукаперы не разбрасываются. Секс должен быть лишен эмоциональной связи. Стремление к глубоким отношениям и любви рассматривается у хукаперов как признак слабости. Тест на принадлежность к поколению хук-ап: с кем Даша с большей вероятностью проведет вечер – с брюнетом Васей, которого она знает год, или с блондином Витей, которого она знает неделю. Правильный ответ: С тем, кому первому Даша дозвонится.
Психолог Эсфахани Смит, изучая феномен хук-ап культуры, заключает, что ее распространению способствует стиль общения в студенческих общежитиях и молодежных компаниях. «Бутылочка» – как апогей чувственной близости и шанс поцеловать своего принца с параллельной группы – ушел в прошлое. У хук-аперов даже «День Святого Валентина» заменяется на «Неделю секса». Такой подход экономит время от знакомства до постели и, конечно, затраты на открытку-сердечко. Исследования американских социологов показывают, что 65-75% студентов колледжей принадлежат к хук-ап культуре. Причем, если раньше психологи и сексологи полагали, что хук-ап – занятие мужское, а девушки, скрепя сердце, соглашаются на эти правила игры, то теперь девушки сами настаивают: «давай-ка, дружок, без сантиментов». Кстати, данная тенденция приживается и в России. «Поскольку инфантильные стереотипы поведения в определенной мере «заразительны» – их носители активно пропагандируют свой стиль жизни как единственно правильный, чуть ли не навязывают его окружающим, – пояснят Марк Сандомирский. – Выступая в роли «социальных миссионеров». Так, многие одиночки пропагандируют «жизнь соло» как якобы прогрессивный образ жизни. Асексуалы и чайлд-фри также достаточно пропагандистски агрессивны. В этом смысле и хукаперы, как и другие секс-аномальные социальные явления, выступают порождением современной культуры – этакая «выученная безамурность». Чаще всего пропаганда подобного отношения к сексуальности скрывается за ширмой т.н. пикапа, предлагаемого в форме психологических тренингов. Те юноши и девушки, которые в дальнейшем “дорастут” до психологической зрелости, смогут потом создать отношения и семью. Проще говоря, если они этого захотят – значит, действительно повзрослеют». Однако психологи настаивают, что отделение секса от чувств и отношений, даже если последние трудно назвать идеальными, приносит гораздо больше вреда, чем бонусов. Примерно 40% из тех, кто практикует хук-ап отношения, чувствуют себя психологически подавленными и одинокими – как ни трудно догадаться не из-за того, что девушка в сотый раз канючит посмотреть «Сладкий ноябрь» вместо футбола или молодой человек предпочел пятничный вечер провести с друзьями, а не с твоими родителями. Одиночество и отчуждение хукаперы испытывают из-за того, что даже шероховатостей и притирок, не говоря уже о прекрасных моментах парной идиллии, они лишены. Как говорит автор исследования, общество требует от ребят подавлять более глубокие чувства, у них возникают неврозы и депрессия. Оказывается, вопреки популярной идеологии интима без обязательств, секс без любви гораздо дороже обходится молодым людям, чем любовь без секса.
Рина МОЛЬГАН