Чёрный день в порту Владивосток

4 мая 1982 года в бухте Золотой Рог опрокинулась и затонула плавбаза «Обухов»

Морские катастрофы бывают разными. Суда при прохождении узкостей могут столкнуться, в открытом океане на судне может возникнуть пожар. Часто случается, что корабли и суда не могут противостоять сильному шторму или урагану. Гибель моряков в океане – это всегда трагедия, но боль утраты многократно возрастает, когда суда гибнут в родном порту. Такие случаи бывают, редко, но бывают. В этой статье мы расскажем, как в центре Владивостока опрокинулся и затонул плавзавод «Александр Обухов».

«Александр Обухов»

У рыбаков есть два вида промысла – прибрежный и океанический. В океаническом лове (раньше, в советскую эпоху его называли экспедицией) предусматривается участие не только рыбодобывающих судов – траулеров, но и обеспечивающего флота. В путине участвуют плавучие рыбоконсервные заводы, на которых улов замораживается, или перерабатывается в консервы и рыбную муку. Транспортные рефрижераторы доставляют с плавбаз готовую продукцию на берег, танкеры, снабжают добывающие суда топливом, спасательные суда, дежурят в районе лова. В 70-е – 80-е годы ХХ века в Министерстве рыбного хозяйства СССР на всех морях работали десятки плавбаз различного типа и назначения.

30 июня 1962 года в Ленинграде на Адмиралтейских верфях был спущен на воду плавучий крабоконсервный завод проекта 398 «Александр Сбродов», типа «Андрей Захаров». 25 декабря 1962 года, при вводе в строй, плавзавод переименовали в «Александра Обухова». Всего в Ленинграде было построено 11 плавзаводов этого проекта. Все предназначались для работы в Тихом океане. Длина судна была 190 метров, водоизмещение 15 300 тонн. Экипаж – включая рабочих по переработке рыбы – 720 человек. На его борту базировались 12 мотоботов, предназначенных для ловли краба. «Обухов» был приписан к порту Владивосток, имел бортовой номер ПЗ-2708. Плавзавод входил в состав флота «Дальморепродукта». Первоначально «Александр Обухов» был построен как плавучий крабоконсервный завод, но в 1981 году его переоборудовали под обработку рыбы и выпуск рыбных консервов.

Трагедия

За год до аварии «Обухов» проходил ремонт на Владивостокском судоремонтном заводе «Дальзавод». Во время ремонта, в том числе меняли трубопроводы судовой системы пожаротушения. В 4 трюме, по каким-то причинам была поставлена некачественная заглушка. Заглушка была не из стали, а из алюминия. Давление же в пожарной магистрали было 8-9 атмосфер. Заглушка не выдержала напора забортной воды. Так как пожарная магистраль всегда в порту находится под давлением, вода стала поступать в трюм. Её количество достигло 560 тонн. Крен «Обухова» достиг 3 градусов. В принципе, для плавзавода такого размера 3 градуса крена не опасно. Но всё равно, перед выходом в долгий промысловый рейс его надо было устранить.

«Обухов» стоял у 42 причала, отшвартованный по военному – кормой. Такого рода швартовка гражданских судов часто практикуется в порту Владивостока. Плавзавод готовился к выходу в рейс – завозили промысловое оборудование, продукты. На борту царила обычная предрейсовая суета. Плавзавод должен был обеспечивать рыбаков у берегов Камчатки. Рейс планировался на 10 месяцев.

Важным моментом в будущей катастрофе было то обстоятельство, что топливо и пресную воду плавзавод ещё не принимал. То есть получилась классическая предаварийная ситуация – у плавзавода нижние танки были пусты, а наверху уже начал скапливаться груз, предназначенный для рейса. Кроме этого было открыто много иллюминаторов – стояла тёплая погода. Часть экипажа были в увольнении на берегу, а у остальных на борту находились члены семей. Впереди был долгий рейс, и всем хотелось побыть с родными. Если говорить честно, не все были трезвыми – в рейсе строго соблюдался «сухой закон», поэтому во время проводов, многие себе позволили лишнего.

«Александр Обухов». Фото: wikipedia/Татьяна Яковлева

Когда появился крен, вахта объяснила это пустыми танками и частью принятого груза на верхней палубе. Вечером на вахте был 4-й помощник капитана Виктор Поповнин. Он только недавно закончил судоводительский факультет и достаточного опыта самостоятельной работы не имел. Эта была его первая самостоятельная стояночная вахта. Он доложил капитан-директору Турушеву о крене. Капитан-директор – а на крупных плавбазах и плавзаводах рыбной промышленности должность капитана называется капитан-директор – приказал старшему механику спрямить «Обухов» после окончания дневных работ. Никто на борту не озаботился выяснением причины – почему возник крен? Старший механик вызвал вахтенного механика (на вахте находился 2-ой механик), и распорядился устранить крен перекачкой жидкого балласта – воды. Капитан-директор и старший механик сошли на берег, оставив плавзавод без командования. Второй механик Виктор Калянин принял самостоятельное решение – перекачать часть топлива из танков правого борта на левый борт. Он не стал перекачивать балласт – забортную воду. Для подобного рода операций на судах предусмотрены специальные бортовые танки. С их помощью выравнивается небольшой крен. Выравнивание производится с помощью приема, или откачки забортной воды. На «Александре Обухове» были два таких танка.

Повторюсь, плавзавод, не имел топлива и воды в танках. К тому же, часть груза (по некоторым данным из интернета, это было 1 000 тонн соли в мешках) располагалось на верхней палубе, соответственно, плавзавод имел малую остойчивость. Чтобы экипаж в таких ситуациях не сделал роковой ошибки, на борту всегда есть «Информация капитану об остойчивости». В нем приведены цифры расчетов для данного типа судна. Был такой документ и на борту «Обухова». Но 2-й механик действовал «на глазок». 4-й штурман не объявил общесудовой тревоги, не потребовал задраить открытые иллюминаторы. 2-й механик и вахтенный моторист занялись выравниванием плавучего завода. В результате их действий «Обухов» несколько раз кренился то на правый, то на левый борт. Диспетчер портофлота Хомич, наблюдая, что происходит с плавзаводом, связалась по радио с вахтенным 4-м штурманом, и предложил прижать буксирами «Обухов» к причалу. Поповнин отказался, заявив, что всё под контролем. В момент разговора на нижних палубах из судовых умывальников и гальюнов (туалетов) пошла вода. 2-й механик и моторист не нашли ничего лучшего, как забить деревянные заглушки в сливные отверстия.

По инструкции, после обнаружения крена надо было сыграть общесудовую аварийную тревогу и выяснить, в чем причина появившегося крена. Тогда бы и проявилась некачественная заглушка, и был бы шанс избежать катастрофы. Крен бы выровняли, приняв в танк противоположного крену борта соответствующее количество забортной воды. Но поскольку выравнивание начали проводить без поиска причин крена, плавзавод сначала выровнялся, а потом резко накренился на противоположный борт. Он кренился то на правый, то на левый борт. Амплитуда крена увеличивалась с 6 до 35 градусов. При достижении крена в 35 градусов вода хлынула в открытые иллюминаторы. Судно было обречено. Упал в воду кормовой трап, с треском стали рваться швартовые концы. «Обухов» завалился на левый борт. Пока не оборвались швартовые концы, по ним на берег перебегали корабельные крысы…

«Александр Обухов» после опрокидывания. Фото: wikipedia/Татьяна Яковлева
«Александр Обухов» после опрокидывания. Фото: wikipedia/Татьяна Яковлева

Как мы уже говорили, плавзавод готовился к выходу в долгий промысловый рейс. Те рыбаки, которые находились на борту, пригласили туда членов своих семей. Народу на борту было много. Часть людей прыгала в воду, часть бежала по правому борту, находящемуся выше уровня воды.

Факты и слухи

Катастрофа с «Александром Обуховым» была не единственной катастрофой эпохи позднего СССР. Её отличало от остальных то, что опрокидывание плавзавода упорно пытались замолчать. Это замалчивание было тем более абсурдным, ведь катастрофа произошла практически в центре города, в акватории бухты Золотой Рог. Лежащий на боку плавзавод видели все жители города, а власти упорно делали вид, что ничего не произошло. Первоначально было несколько версий гибели «Обухова», но их сразу засекретили. Естественно, это породило массу слухов и сплетен. Как водилось в эпоху развитого социализма, утверждалось, что это диверсия. Официально было заявлено, что погибли 9 человек и водолаз. Водолаз погиб уже после опрокидывание плавзавода.

В краевой газете «Красное знамя» была напечатана небольшая заметка, из которой ничего нельзя было понять. Газета «Рыбак Приморья» не опубликовала вообще никакой информации о трагедии. Так же поступило и местное телевидение. В дальнейшем, вышла книга Николая Николаева «ТАСС уполномочен… промолчать».

В конце концов, власти обнародовали официальную версию о некачественной заглушке и о неправильных действиях вахтенного механика по выравниванию крена.

Президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов, капитан дальнего плавания Пётр Иванович Осичанский считает гибель «Обухова» «безобразной аварией, возникшей на пустом месте».

Как показало расследование, к просочившимся 560 тоннам воды из-за плохой заглушки, механик добавил ещё 500 тонн. Вся эта вода спокойно перетекала по междудонному пространству плавзавода. В 02 часа 30 мин ночи 4 мая «Александр Обухов» резко лег на левый борт, в иллюминаторы хлынула забортная вода, с фундаментов стало срываться оборудование, судно обесточилось и затонуло по диаметральную плоскость. От опрокидывания вверх килем спасло мелководье на месте аварии.

Подъём

Работы по подъёму «Александра Обухова» продолжались 9 месяцев. Сначала водолазы извлекли тела погибших. По городу поползли слухи о том, что несколько водолазов осуждены за мародерство. После этого закрывали и заваривали отверстия в борту. Таким образом, был герметизирован корпус. Потом откачали воду, судно всплыло, и было поставлено на ровный киль. «Александр Обухов» был отбуксирован на «Дальзавод», где он был обследован специальной комиссией, которая приняла решение о нецелесообразности его восстановления. Плавзавод был отбуксирован на сломовую верфь, где его в 1986 году разделали на металл..

Заключение

«Александр Обухов» входил в число лучших плавзаводов Дальневосточного бассейна. При катастрофе. По официальным источникам погибло 10 человек. Слухи, ходившие по Владивостоку, называли другие цифры – от 100 до 1 200 человек. На плавзаводе находилось много посторонних лиц. Кроме этого, говорят, что на борту находились рыбаки с других судов, которые шли с оказией в Петропавловск-Камчатский.

К следствию были привлечены ученые-кораблестроители. По свидетельству эксперта-корабела Маслацова, если бы на «Обухове» были задраены иллюминаторы, то при крене людей выбросило из коек, они набили бы себе шишки, но гибели судна не произошло. Плавзаводы проекта 398 обладали избыточной остойчивостью, его бы покачало с борта на борт, и всё. Количество поступившей воды было не критичным для судна. Но вышло по-другому. До сих пор на берегу бухты Золотой Рог нет ни памятника, ни обелиска, напоминающего об этой трагедии.

Как положено, были следствие и суд. Капитан-директор получил 15 лет лишения свободы, и 2-й механик – 8 лет. 4-й штурман – 4 года. После амнистии сроки были уменьшены вдвое.

Андрей Максимов

По материалам: “Наша Версия”

Ранее

«Роскосмос» разбавил зарплату

Далее

Отход от нормы

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru