Как организована контрабанда молочных продуктов из Финляндии в Санкт-Петербург
Даже в условиях карантина и закрытых границ в Санкт-Петербурге процветает контрабанда сыра и сливочного масла из Финляндии – той самой «санкционки». Любопытно, данный «бизнес» в цепочке включает в себя как брутальных водителей фур, так и продвинутых гениев «мышки». Промежуточный итог – Суоми ограничила продажу сыра в одни руки.
«Настоящие, из молока»
Массовые продовольственные туры в соседние Финляндию и Эстонию из Санкт-Петербурга начались примерно десять-двенадцать лет назад. Это были те самые тучные нулевые, по которым многие россияне теперь ностальгируют. Петербуржцы предпочитали покупать в загранке сыр, сливочное масло, творог, шоколад, ментоловую и клюквенную водку. Как правило, эти товары приобретались для себя или в качестве сувенирного гостинца. Финские и прибалтийские молочные продукты в России всегда ценились, и в народе имеют статус «настоящих, из молока». Но в связи с известными событиями после 2014 года, когда Россия применила к западным странам свои контрсанкции, заполучить иностранные продукты, те же сыры, можно только самостоятельно, отправившись на шопинг в Хельсинки, Лаппеэнтранту, Таллин или Нарву.
Однако к антисанкциям добавилась более глобальная проблема – коронавирус. Пандемия привела к закрытию границ, в том числе с той же Финляндией. Казалось бы, какой тут уж забугорский «настоящий сыр», тем более структурированная организованная контрабанда?
«Не более 12 упаковок в одни руки»
А она процветает вовсю. Раскроем схемы. Как утверждают финские СМИ, прежде всего контрабандой балуются водители фур и экспедиторы, курсирующие между Санкт-Петербургом и Страной тысячи озер. Даже в эпоху закрытых границ из-за ковид-19 грузоперевозчики имеют право это делать. В итоге вместо «золота, бриллиантов» современные контрабандисты везут в Питер молочку. Дело дошло до того, что в финских магазинах появились строгие объявления: «Сыр отпускается не более 12 упаковок в одни руки». Зачем так? Ведь финские молочные компании могут изрядно заработать? «Неоправданно продавать сырным перекупщикам такой низкорентабельный и трудоемкий продукт, когда других покупок нет. Это не поддерживает другие виды торговли», – отвечает директор Prisma в Лаппеенранте Ристо Пунккинен.
Однако корреспондент «Нашей версии» узнал у одного из водителей, как спекулянты выходят из ситуации по ограничению продажи сыра. «Тут всё проще простого, – делится он. – За пачку сигарет, которые в Финляндии дорогущие, найдется огромное количество финнов, которые купят вам сыр. Сами в очередь выстраиваются. Так оно и делается».
А как же прохождение границы с излишками сыра? «Осмотр фур на русско-финской границе довольно формальный с обеих сторон, – рассказывает дальнобойщик. – Пограничники и таможенники давно знают всех перевозчиков в лицо, отношения почти приятельские. Поэтому провести санкционку довольно легко».
Справедливости ради стоит сказать, если финские таможенники за последние месяцы не задерживали незадекларированный товар на границе с Ленинградской областью, то их российские коллеги несколько раз сделали это – к примеру, в августе отловили 30 кило «левого» сыра.
Кроме того, в пандемию в Суоми имеют права приезжать русские граждане, имеющие гражданство Финляндии, либо состоящие в браке с гражданином (гражданкой) Финляндии. И, соответственно, выезжать. Так вот они также порой балуются контрабандой, но на личном транспорте. Понятно, объемы тут не промышленные.
«Из-за чего сыр-бор?»
Как финский сыр и масло, а также некоторые другие продукты попадают к конечному российскому потребителю – понятно. Конечно, через интернет. Если дальнобойщики закупаются и рискуют на границе, то мастера «мышки» уже делают умелый маркетинг в сети. Объявлений о продаже «настоящего свежего финского сыра прямо из Финляндии» полным-полно, в основном в соцсети «Вконтакте». Мы просмотрели расценки – в среднем продукт идет от семисот рублей за килограмм. Дорого это или нет для качественного сыра, судите сами. Понятно, даже на глазок тяжело оценить объем контрабандного рынка, а с ним и прибыль контрабандистов. Но речь может идти о десятках тонн в месяц, потому что грузосообщение между соседями весьма плотное. Ясно зато, что возникла цепочка из тех, кто сыр везет, и тех, кто уже его реализует.
Корреспондент «Нашей версии» знает несколько петербуржцев, которые покупают «левый» финский сыр. Они этого не стесняются, аргументы в среднем такие: «Я люблю настоящий сыр, а не пальмовое масло. Уже видно, что российские производители сыра не смогли по качеству заменить зарубежные аналоги. Уважающий себя сыроед их продукцию никогда брать не будет. И вообще – из-за чего весь сыр-бор? Ну, привозят сыр нелегально – но потребитель на него есть, а потребитель, или покупатель, как известно, всегда прав. Он своим кровным рублем голосует».
А вот сотрудники петербургского Роспотребнадзора как раз четко объясняют, «из-за чего сыр-бор»: «Сыр и вообще продукты требуют особых условий перевозки, а в этих фурах он зачастую свален на грязный пол как попало, маскируется всякими грязными тряпками и брезентом. То есть гигиенические условия грубо нарушаются, это может привести к отравлениям любителей сыра. Категорически не советуем покупать сыр и другие продукты питания с рук».
Финнам индифферентно?
Как пишут некоторые российские СМИ, буквально в последние дни контрабанда финского сыра в Петербург заметно сократилась. Вроде как финская таможня закупилась более продвинутыми рентгеновскими аппаратами для «прощупывания». Хотя, по другим данным, эти сканеры горячие финские таможенники хотят использовать прежде всего для выявления завозимых в Суоми из Санкт-Петербурга и Ленобласти контрабандных сигарет и водки. А на свой сыр им, культурно говоря, довольно индифферентно. Также пока не видно, чтобы в интернете предложений становилось меньше. Главное, на финский сыр в Санкт-Петербурге и Ленобласти есть устойчивый спрос. Продукты «из финки» – это уже даже потребительская традиция северной столицы. Кто-то из великих сказал, что «сыр – прыжок молока в бессмертие», но что касается финской молочки, то в Петербург она не прыгает, а, вопреки всем запретам, едет на фурах в среднем 7-8 часов.
Запрет на ввоз ряда категорий продуктов, в том числе, сыра, был введен указом президента России от 6 августа 2014 года «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ». Это был политический ответ западным санкциям после присоединения Крыма к РФ. Ввоз продуктов был запрещен из подавляющего большинства стран Европы (исключения – Швейцария, Сербия и Фарерские острова). Последний раз эмбарго продлевалось до декабря 2020 года. Из Финляндии до знакового 2014 года 77% всего экспорта сыров и 70% экспорта сливочного масла шло именно в Россию, а Эстония поставляла РФ 37% своего сыра.
Евгений Колесников
По материалам: “Наша Версия”