Долю выданных Россией «проблемных» кредитов оценили в 25%
Просрочка по правительственным кредитам, выданным Россией другим странам, в этом году может достигнуть 25%, следует из проекта изменений в программу управления госфинансами (есть у «Известий»). В последующие годы Минфину поручено ее снижать, причем, согласно документу, уровень «плохих долгов» — это новый целевой показатель для ведомства. К 2023 году доля просроченных займов в общей сумме межгоскредитов должна опуститься до 23%. Значительная часть соглашений по двусторонним займам раньше заключалась с низким уровнем правовой гигиены, отметили эксперты. В Минфине заявили, что занимаются реструктуризацией долгов беднейших стран, а в связи с пандемией возможно «изменение графика платежей».
Просрочка на высшем уровне
Перед Минфином поставят новый целевой индикатор. Ведомство должно будет контролировать уровень проблемных долгов в портфеле ранее выданных правительственных кредитов, следует из проекта изменений в программу управления госфинансами (посвящена качеству организации бюджета, развитию финрынков и так далее).
Согласно документу, доля просроченной (неурегулированной) задолженности иностранных государств-заемщиков перед РФ в общем объеме внешних долговых требований нашей страны в этом году оценивается в 25%. В следующем она должна снизиться до 24%, к 2023-му — до 23% и остаться на этом уровне и в 2024-м.
Чтобы улучшить ситуацию с проблемными долгами, предлагается согласовать с иностранными государствами-заемщиками условия урегулирования задолженности перед РФ с учетом интересов федерального бюджета, платежеспособности стран-должников, а также международных обязательств нашей страны, уточнятся в приложениях к проекту постановления правительства. Кроме этого там говорится о необходимости запланировать и предусмотреть финансирование юридических услуг привлеченных фирм, а также соответствующих судебных издержек.
В следующие три года Минфин планирует выдать госкредитов, в том числе на закупку российской продукции или услуг, иностранным правительствам или организациями на общую сумму в 1,1 трлн рублей ($14,6 млрд).
На 1 ноября 2020-го, по данным Казначейства, Россия выдала займов другим странам на сумму 120 млрд рублей (заемщики вернули РФ за этот же период 107 млрд). Ранее на этот год было запланировано прокредитовать иностранные правительства и организации почти на 300 млрд рублей.
«Известия» направили запрос в Минфин с просьбой уточнить, почему возникла потребность в таком целевом индикаторе и какова сумма просрочки платежей перед РФ в данный момент.
— Россия является крупнейшим кредитором. В этом году мы присоединились к международной инициативе G20 по реструктуризации задолженности беднейших стран, — сообщили в финансовом ведмостве. — В связи с пандемией рассматривается вероятность небольшого изменения в графике платежей по этим странам. Но в целом мы ожидаем внесения платежей по кредитам в установленные сроки.
Плохая гигиена
Государства, то есть суверены, как акторы в международном правовом поле обладают иммунитетом и фактически неподсудны, отметил управляющий партнер юридической фирмы «Борениус» Андрей Гусев. Поэтому взыскать с заемщиков непогашенную задолженность юридическим путем крайне сложно.
В ситуациях, когда должник не хочет гасить долг, наиболее действенны политические инструменты и тут юрист не нужен, добавил глава Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. Если у кредитора есть, чем повлиять на финансовую дисциплину заемщика, то тот будет платить.
В кризисных ситуациях, особенно в нынешней, когда государствам нужно всеми возможными способами поддерживать население, риск проблем по межгоскредитам возрастает. Однако серьезных сложностей у РФ сейчас возникнуть не должно, поскольку за последние годы портфель займов был очищен от наиболее проблемных — значительную их часть списали как безнадежные.
Дополнительно урегулирование вопросов по межгоскредитам осложняет крайне низкий уровень правовой гигиены в заключенных договорах, добавил Андрей Гусев. По крайней мере раньше, в советское время, а также на начальном этапе современной России внимания юридическим аспектам в таких соглашениях уделялось мало, поделился опытом специалист.
Базовые принципы таких договоров — это, по его мнению, во-первых, так называемый отказ от иммунитета, что позволяет предъявлять к суверену иски в международных арбитражных институтах. Во-вторых, договор межгосударственного займа должен регулироваться российским правом. Таких пунктов, по его словам, в подобного рода соглашениях в его практике не встречалось.
— В тех договорах, которые я видел, была огромная преамбула, где стороны просто клялись друг другу в верности, приводились экономические обоснования для финансирования. При этом юридических норм прямого действия было крайне мало. Часто встречались такие слабые на практике инструменты, как, например, создание специальных комиссий по урегулированию споров, — резюмировал Андрей Гусев.
По последним данным Минфина, задолженность других стран перед Россией составляет около $35 млрд. Эту цифру в сентябре прошлого года называл Сергей Сторчак, работавший тогда замглавы ведомства. География должников неизвестна.
Наиболее громкие истории с неплатежами по российским госкредитам связаны с Венесуэлой и Украиной. Первая страна в 2017 году допустила просрочку по перечислению РФ процентов по займу, сообщала Счетная палата. В результате этого российский бюджет мог недополучить 53,9 млрд рублей (около $950 млн). Впрочем, как информировал в начале года МИД, сейчас республика дисциплинированно обслуживает российский долг.
20 декабря 2015 года наступила просрочка Украины по платежам в отношении еврооблигаций на $3 млрд, сообщал Дмитрий Медведев, работавший тогда премьером. В феврале 2016-го Россия обратилась в суд, дело длится до сих пор. С учетом начисленных процентов долг Украины на конец 2019 года возрос до $4,5 млрд. Верховный суд Великобритании должен был вынести решение в этом году, но в ноябре в связи с пандемией он его отложил.
Это уже не первая инициатива по усилению контроля и дисциплины в сфере межгосударственных заимствований РФ. В августе Минфин разработал критерии качества заемщиков для выдачи правительственных кредитов другим странам.
В частности, к наиболее рисковой группе относятся государства, находящиеся в состоянии военных конфликтов и социально-политических кризисов, в отношении которых действуют поддержанные Россией санкции ООН, допустившие дефолт по своим внешним долговым обязательствам, отнесенные ОЭСР к шестой и ниже категориям странового кредитного риска и так далее.
По данным АКРА, порядка 110 стран в последние годы не обладают такими признаками, то есть могут быть потенциальными заемщиками. Из крупных государств, которым Россия, согласно сообщениям СМИ, выдавала ранее госкредит, были, например, Египет и Вьетнам.
При этом критерии теоретически отсекают от российских займов таких заемщиков, как Белоруссия, Армения, Киргизия, Куба и Венесуэла.
Дмитрий Гринкевич
По материалам: “Известия”