Банк России попросил кредитные организации ускориться с подключением разных видов переводов через Систему быстрых платежей. ЦБ обеспокоен тем, что многие откладывают это на последний момент и могут не успеть
Банкам следует быстрее подключать сервисы в Системе быстрых платежей (СБП): ЦБ попросил их ускорить процесс внедрения платежей по QR-кодам, переводов от юридических лиц физическим и переводов между физическими лицами по запросу получателя средств. Об этом говорится в письме, которое регулятор разослал банкам. РБК ознакомился с документом, чью подлинность подтвердили два источника на платежном рынке. О получении такого письма также сообщили представители Росбанка и банка «Уралсиб».
«Значительное количество кредитных организаций запланировало мероприятия по подключению сервисов c2b/b2c, c2cpull (переводы через QR-коды, переводы от компаний клиентам и переводы по запросу соответственно. — РБК) на период, приближенный к дате, с которой необходимо обеспечить предоставление услуги клиентам, что увеличивает риск несоблюдения установленных нормативом сроков. <…> Настоятельно рекомендуем активизировать вышеуказанные работы и пересмотреть сроки подключения в сторону их сокращения», — говорится в письме. Как следует из приложения к нему, банкам необходимо не менее 35–60 дней на расширение функционала СБП.
СБП была запущена Банком России в начале 2019 года. Она позволяет переводить деньги между счетами разных банков по номеру телефона. Первым сервисом, запущенным в СБП, были переводы между физическими лицами. Крупнейшие банки должны были их подключить до 1 октября 2019 года, банки с универсальной лицензией — до 1 января 2021-го.
Это не первый случай, когда ЦБ опасается за срыв сроков подключения банков к сервисам системы. Так, Сбербанк подключился к СБП для проведения переводов между физическими лицами с опозданием на полгода, за что был оштрафован ЦБ. Кроме того, в срок эти переводы не успели подключить четыре банка с универсальной лицензией, названия которых ЦБ не раскрывает.
Представитель Банка России в ответ на запрос РБК напомнил, что системно значимые кредитные организации должны внедрить эти сервисы к 1 октября 2021 года, а банки с универсальной лицензией — к 1 апреля 2022-го. «Эти сроки были установлены еще в ноябре прошлого года, чтобы у банков было достаточно времени настроить свои ИТ-системы и т.д. Нас беспокоит тот факт, что многие банки откладывают эти процедуры на последний момент. Мы видим в этом риски несоблюдения сроков, а значит клиенты этих банков будут лишены возможности осуществлять указанные платежи через СБП», — сказал он.
По данным ЦБ, сейчас с2b-операции (платежи от физического лица юридическому, в том числе оплата покупок по QR-коду) подключили 42 банка, в том числе девять системно значимых. Из крупнейших организаций такие переводы не подключили Сбербанк, Альфа-банк и Совкомбанк.
Количество банков, подключенных к другим сервисам СБП, в ЦБ не раскрыли.
Как идет подключение к сервисам
Все указанные сервисы уже подключили «Русский стандарт» и СКБ-банк, сообщили РБК их представители. Представитель Сбербанка сообщил, что тот нацелен реализовать новые сервисы СБП в установленные регулятором сроки. Так же ответил и представитель банка «Уралсиб».
ВТБ уже запустил с2b- и b2c-переводы, а переводы по запросу получателя обещает запустить раньше установленного ЦБ срока. МКБ запустил QR-платежи, переводы от юридических лиц физическим планирует внедрить в первом полугодии 2021 года, а сервис «стягивания» средств по запросу получателя — в будущем августе. Росбанк планирует внедрить b2c-переводы и c2cpull до 1 сентября 2021 года. Почта Банк в этом году должен запустить переводы по запросу получателя, два других сервиса уже подключены.
«Райффайзенбанк планирует внедрить сервис с2сpull, при этом в определении сроков реализации мы ориентируемся на ценность сервиса для клиента. Пополнить карту с карты другого банка клиенты могут в классическом b2c-сценарии СБП-переводов по номеру телефона», — пояснил руководитель направления стратегического развития цифровых сервисов Райффайзенбанка Павел Рубахин, добавив, что остальные виды переводов уже внедрены.
По словам директора департамента цифрового развития розничного бизнеса Росбанка Павла Меньшикова, в первую очередь при подключении к сервисам есть сложности с выделением ресурсов. Одной из причин, по которой банки не спешат подключать QR-платежи, служит низкая потребность магазинов в таком сервисе, считает сооснователь и генеральный директор CloudPayments Дмитрий Спиридонов: «Связано это прежде всего с усложнением клиентского пути. Так, для того чтобы конечному плательщику провести оплату с помощью СБП, нужно сделать шагов больше, нежели чем при стандартном эквайринге, а именно: зайти в мобильное приложение банка, выбрать соответствующую опцию, навести камеру смартфона на QR-код, произвести оплату. Увеличение количества шагов при оплате означает для бизнеса снижение конверсии и, как следствие, объемов транзакций».
Существуют также сложности оспариваний транзакций за неоказанную услугу, продолжает Спиридонов: «Регламент процедуры так называемых чарджбеков по-прежнему находится в процессе разработки».
Директор по инновациям СКБ-банка Виталий Копысов рассказал, что банки могут подключаться к СБП не самостоятельно, а через специализированный мультибанковский процессинг, благодаря которому они оперативно получают доступ ко всем сервисам системы.
Евгения Чернышова
По материалам: “РБК”