Правительство дает лукавые прогнозы
Годовая инфляция в России в марте ускорилась до 5,8%. Об этом сообщил Росстат. Такой высокой она не была уже несколько лет. Власти комментируют эти данные так: цены взлетели до максимальных отметок и вот-вот начнут падать, а концу года произойдет откат до планового показателя в 4%. Но непонятно, за счет чего замедлится инфляция. Рубль падает, логистические цепочки, прерванные пандемией, до конца не восстановились, издержки производителей растут. Невольно приходит на ум такой вариант развития событий: у людей банально закончатся деньги. А дальше, сколько цены ни поднимай, товар все равно никто не купит. Если только этот фактор сможет остановить инфляцию, радоваться тут нечему.
Мартовский рекорд сложился из следующих составляющих: продовольственные товары подорожали на 7,58% в годовом выражении, непродовольственные — на 5,92%, стоимость услуг выросла на 2,91%.
Минэкономразвития уверяет, что инфляция в первый месяц весны достигла своего пика и уже в апреле начнет падать. К концу года, по прогнозу главы МЭР Максима Решетникова, показатель снизится до целевого ориентира Центрального банка — 4%. Но есть ли основания для торможения инфляции? Рубль падает, постоянно появляются продукты питания, демонстрирующие аномальное подорожание (справиться с этим у правительства пока не получается), растут в цене услуги ЖКХ, электроника… Все свидетельствует о том, что инфляция продолжит раскручиваться.
Понятно, что рост инфляции подталкивает увеличение закупочных цен на импорт, так как в основе производства даже российской продукции зачастую лежит импортная составляющая. По мере ослабления рубля продукция из-за рубежа дорожает, что сказывается в том числе и на стоимости продуктов питания и товаров, произведенных в России. Кроме того, производители вынуждены поднимать цены из-за роста налоговой нагрузки, увеличения тарифов на электроэнергию, газ и воду, из-за роста стоимости топлива. Поэтому повышается стоимость продуктов питания, товаров повседневного спроса — где-то больше, где-то меньше, но это общая тенденция.
Если обратиться к мартовской статистике, больше всего дорожают мясо птицы, свинина, яйца, а также овощи (картофель, морковь, свекла, лук) — из-за исчерпания запасов прошлогоднего урожая и завоза в магазины импорта (по более высоким ценам, разумеется).
По мнению члена совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике в Торгово-промышленной палате РФ Анны Вовк, нет никаких тенденций к снижению инфляции. «Все будет дорожать и дальше. Инфляция будет расти, так как повышение цен — это единственный метод лавирования в текущих экономических реалиях для нашего правительства. Иначе власти не справятся с дефицитом бюджета», — считает она.
Инфляция к концу года вполне может дойти до уровня 4–4,2%, как планировал Центральный банк, но по году размер инфляции будет явно выше таргета, считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. «Тормозить ее будут через сокращение потребительского спроса. При растущих ценах абсолютно на все и при этом падающих доходах населения потребление будет неизбежно сокращаться. Рост ключевой ставки ЦБ РФ приведет к увеличению стоимости кредитов для бизнеса и населения, что приведет к еще большему росту цен и сжатию потребления. И так по спирали — инфляция будет искусственно замедляться путем жесткой экономии граждан на всем необходимом», — убежден эксперт.
Инфляция может приблизиться к целевым значениям в 4% ближе к концу года. И дело здесь не столько в покупательской способности, сколько в успокоении ажиотажа на мировых рынках, говорит руководитель отдела аналитических исследований «Высшей школы управления финансами» Михаил Коган. «Как только там стабилизируются цены, это сразу отразится на конечном потребителе, который будет тратить на ту же корзину в конце года либо примерно столько же, либо даже меньше, чем сейчас. Но это не касается импортных товаров — они будут скорректированы по курсовой разнице. То есть бытовая техника и электроника, скорее всего, наберут еще 10–15% к своей текущей стоимости», — полагает собеседник «МК».
Людмила Александрова
По материалам: “Московский комосомолец”