Управляющие компании выступили против двойного контроля за их работой
Содержание домов в России может ухудшиться из-за двойных проверок управляющих компаний со стороны государственной и муниципальной жилинспекций, считают в отрасли. Двойной контроль предполагают поправки правительства в законопроект о госнадзоре, внесенные в Госдуму. В результате управляющие компании (УК) могут начать платить штрафы за одно и то же нарушение дважды. Замглавы ассоциации «ЖКХ и городская среда» направил письма вице-премьеру Марату Хуснуллину, в Минэкономразвития, а также в комитеты ГД, в которых попросил установить четкие границы в полномочиях контролирующих органов. Разделяют его опасения и представители крупных управляющих компаний. При этом качество услуг самих УК сегодня часто вызывает нарекания у жильцов: на их работу приходится более 15% жалоб граждан в сфере ЖКХ. В Минстрое «Известиям» сообщили, что ко второму чтению кабмин уже подготовил поправки в законопроект, которые четко разграничивают жилищный надзор и муниципальный контроль.
Двойные стандарты
В ближайшее время Госдума рассмотрит во втором чтении законопроект правительства «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». Он в том числе предполагает, что проверять, как УК выполняют обязательные требования к содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, смогут два органа. Имеются в виду государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль. Это может негативно сказаться на качестве услуг и работ, считает замдиректора ассоциации «ЖКХ и городская среда», член экспертного совета комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Дмитрий Гордеев. Об этом эксперт сообщил в письмах вице-премьеру Марату Хуснуллину, в Минэкономразвития, а также в комитеты Госдумы по регламенту и жилищной политике и ЖКХ.
— Удвоение проверяющих органов может привести к двойным штрафам за одно нарушение, разным предписаниям, — сказал «Известиям» Дмитрий Гордеев.
Законопроект транслирует большинство полномочий органов государственного жилищного надзора на органы муниципального жилконтроля. Поэтому, считает Дмитрий Гордеев, следует четко разграничить их зоны ответственности.
Необходимо оставить государственный жилищный надзор ответственным органом за выполнением требований к содержанию общего имущества, государственных и частных квартир, а муниципальный жилконтроль применять только в отношении требований к муниципальным квартирам, уверен он.
Обращение еще не поступило, при поступлении все предложения будут рассмотрены, сказал «Известиям» представитель вице-премьера Марата Хуснуллина.
— Работа над законопроектом идет. Мы рассмотрим предложения — если эксперты усматривают проблематику, мы всегда очень внимательно к этому относимся, — сказал «Известиям» член комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Илья Осипов.
У граждан в любом случае обязательно должна оставаться возможность жаловаться на проблемы, возникающие в доме — иногда они бывают очень острые, сказала «Известиям» глава комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская.
В Минстрое «Известиям» сообщили, что ко второму чтению правительство РФ уже подготовило поправки в законопроект, которые устанавливают четкую границу между жилищным надзором и муниципальным контролем.
Письмо поступило в Минэкономразвития и находится на рассмотрении, сообщили в ведомстве. Там добавили, что выработка политики в сфере надзорной деятельности находится в компетенции ведомства. Однако за госполитику и реализацию контроля в определенной сфере отвечают профильные органы власти, и сфера ЖКХ не является исключением, сказали в Минэке.
В комитете ГД по контролю и регламенту сказали «Известиям», что письмо пока не получали.
Разные мнения
Согласно рейтингу обращений граждан на горячие линии НП «ЖКХ Контроль» за I квартал 2021 года, на жалобы на управление домами приходится 11,8% звонков, на неудовлетворительное состояние, содержание и ремонт домов — 15,2%, благоустройство придомовой территории — 6,2%, общее имущество (состав, возврат, распоряжение) — 2,8%.
— Судя по статистике «ЖКХ Контроль», чаще всего люди жалуются на плохую работу УК. Чтобы контрольных операций стало меньше, надо как минимум улучшить качество работы самих компаний, — считает гендиректор юридической фирмы «Дельфи», зампред комитета по переработке отходов и вторичных ресурсов «Деловой России» Наталья Беляева.
Средства на оплату штрафов за нарушения снимаются с тех же расчетных счетов, на которые поступают средства от жителей на содержание и ремонт, отметила директор НП «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая. Выходит, что деньги граждан расходуются не на выполнение прямых обязанностей УК, а на погашение штрафов. Кроме того, административный кодекс предполагает, что за одно деяние должно быть и одно наказание, подчеркнула эксперт.
— Мы как практики полностью согласны с тем, что двойной контроль недопустим в этой сфере. Напротив, необходимо всё систематизировать, исключить дублирующий надзор, — согласен гендиректор ПАО «ГИТ» Сергей Минко.
По мнению Татьяны Вепрецкой, муниципальный жилищный контроль стоит упразднить. Его полномочия можно передать местным комитетам по имуществу, полагает она.
Участники рынка должны совместно с властью выработать такие правила, которые отражали бы интересы жителей и при этом не мешали УК работать, оборачиваясь лишней финансовой нагрузкой, считает Сергей Минко.
Мария Перевощикова
По материалам: “Известия”