Наталия МЕТЛИНА о спорте, шоу-бизнесе и уважении к Родине.
У каждой страны есть свое кодовое слово. У Франции – любовь, у США – свобода, у Германии – порядок. Есть такое слово и у России. И это слово – победа. Победа любой ценой, на любом поприще мы должны быть первыми, мы должны побеждать.
Историю побед пишут герои, пишут кровью, нечеловеческими усилиями, талантом, силой духа, максимальной концентрацией усилий на единицу времени. Олимпийские игры в Сочи – это битва, из которой мы должны, нет, мы обязаны выйти победителями.
На этом поле решается сразу несколько задач. Главная – подъем национального духа, демонстрация героизма, что для россиян крайне важно, и, может быть, гораздо важнее, чем какие-либо бытовые проблемы и неурядицы отдельно взятого гражданина. Мы верим, что именно победа является самым мощным двигателем всего дальнейшего развития страны: победят бобслеисты – и на окраине Арзамаса откроют новую больницу, победят хоккеисты – и пенсионерам на Урале добавят 200 рублей на лекарства. Мы в это верим, но самое парадоксальное, что так и происходит.
Именно поэтому стране нужны герои спорта, и мы болеем за них, потому что от них зависит настроение партии и правительства, а от него – наша жизнь. Но герои мельчают, их рекрутируют из других стран, впопыхах оформляя гражданство, в надежде, что чужестранцы будут за нас рвать седалищный нерв. А потом мы находим тысячи оправданий, почему спортсмены где-то не дотянули. И на их неудачи списываем и все остальное, что не случилось, не сбылось.
Ситуация с отказом Евгения Плющенко от выступления просто взорвала общество – болельщики разделились на два лагеря – сочувствующих спортсмену, и резко его осуждающих. На чаше сочувствующих – великий спортсмен, готовился много лет, сделал, все, что мог. На чаше осуждающих – катайся, или убирайся вон, ты подставил страну.
Все это произошло в тот момент, когда Россия в медальном зачете занимала позорное восьмое место. Я считаю спор бесперспективным для первой группы болельщиков и профессионалов, ибо факты биографии Плющенко свидетельствуют о том, что «великой» его карьеру назвать никак нельзя. Ему 31 год, что не так уж и много для спорта высших достижений. Бьерндалену – 40. Демченко – 42. Плющенко неоднократно предавал любительский спорт в пользу шоу-бизнеса. Его карьеру можно сравнить, разве что, с карьерой Николая Баскова, на которого российское оперное искусство в свое время делало серьезную ставку.
Напомню, что в 2010 году Плющенко снялся с чемпионата мира по состоянию здоровья, что, впрочем, не помешало ему тогда же принять участие в ледовых шоу. А Международная федерация конькобежцев за такие фокусы на год лишила его права на участие в их соревнованиях.
Ситуация в Сочи как две капли похожа на ту, что произошла в 2010 году. Впереди был чес по городам и весям, к которому надо было подойти в хорошей спортивной форме. А тут проклятая спина, сшитая по кускам умелыми руками израильских врачей, и, возможно, вообще больше не пригодная для профессионального использования. Но для шоу-бизнеса сойдет, так чего напрягаться, ведь одна медаль уже в копилке – а это мощная строка на рекламном плакате.
Командный зачет показал не самую лучшую форму. Как потом заявит Виталий Мутко – можно было поменять участника сразу после командных соревнований. Но, увы, Виталий Леонтьевич, только в том случае, если бы травма была свежая. Но травму он получил на тренировке, когда было уже поздно ставить Максима Ковтуна. Плющенко и после этого чувствовал в себе силы бороться дальше. А по сути, он или переоценил свои возможности, или заранее спланировал такой пиар-ход, чтобы уйти не красиво, а громко. Что и получилось.
Неожиданно для всех после вялой разминки он заявляет о снятии с соревнований. Зал ахнул. Никто не ожидал такого исхода. На трибуне сидела Рудковская в чудовищной розовой шапке и истово молилась на три камеры. Пошли оправдания – то его выступать заставила Федерация, то он хотел поменяться, но не нашли Ковтуна, то он не хотел всю оставшуюся жизнь провести в инвалидной коляске. Но причем тут зритель на стадионе, купивший за 20000 билет, или болельщик у экрана телевизора, веривший в возрождение фигурного катания и ждавший именно этой победы, потому что она, и только она ему нужна, потому что победа – это единственное, что нельзя купить.
Причем тут страна, которую ты один представляешь на мировом уровне, на самых главных соревнованиях, которые проходят у тебя на Родине и на тебя смотрят миллионы. Смотрят и ждут. Страна тебя назначила Александром Матросовым, а ты схватился за спинку и отошел от амбразуры. Ты стал решать свои собственные проблемы, а не проблемы страны. Потому что спинка – это будущие миллионы. А гордость и честь за державу не монетизируется. Ее в карман не положишь, и на хлеб не намажешь. А Родину любить с миллионом в кармане гораздо сложнее, чем голяком. И для тебя кодовое слово – деньги.
Именно поэтому я верю в девочку Липницкую, и не верю в хоккеистов-миллионеров, которых оторвали от американской кормушки, они встретились за неделю до игр, их сильно попросили покататься за Родину, а в общем, им наплевать, что там чувствуют и как живут люди в Магадане. Они пролетают мимо. А Юля жила в машине вместе с мамой впроголодь, ей 15 лет, и она еще не держала в руках больших денег, в ней есть не только талант, а еще злость и страсть. Есть она и в Ковтуне и надо было выпускать именно его, и не только потому, что он бы приехал всех рвать, а потому, что он бы катался при любых обстоятельствах, потому что у них, у молодых, нет страха смерти, их возможности безграничны.
В последнее время большое количество спортсменов занимает высокие посты, в том числе и в Государственной Думе. А почему? Да потому что спортсмены – это слава и гордость России, а победителю не просто прощается все, ему – почет, уважение и возможность продвигать многие решения. Не всем.
Но Евгения народ бы вынес на руках и донес до какого-нибудь хорошего кресла. Нам нужна была победа, а нам показали шоу. Что ж, шоу должно продолжаться. Мне жаль, что Олимпиада запомниться всем скандалом с «легендарным» фигуристом, а могла бы стать еще одной героической вехой в истории нашей страны. Но впереди еще несколько дней – и мы верим в победу. В нашу победу…
Наталия МЕТЛИНА