Какой бизнес строит миллиардер Андрей Андреев после продажи доли в дейтинговых сервисах
Продажа Badoo и Bumble стала неожиданностью для рынка, за полгода до объявления сделки Андреев рассказывал в интервью Forbes, что не только не собирается продавать компанию, но и планирует провести IPO. В итоге о сделке он сообщил в своем Instagram-аккаунте. Вместо Андреева компанию возглавила Уитни Вульф Херд, соосновательница сервиса Bumble. Спустя год после продажи миллиардер объявил о новом проекте. Чем теперь занимается сооснователь Badoo и Bumble?
Zoom-интервью с Forbes из Лондона создатель Badoo миллиардер Андреев начинает неожиданно: «Я тоже хочу задать кучу вопросов. Вы заходите на Stereo?»
Stereo — голосовая социальная сеть, над которой Андрей Андреев начал работу в феврале 2020 года, после того как в ноябре 2019-го продал долю в MagicLab (дейтинговые сервисы Badoo, Bumble, Chappy и Lumen). Всю компанию покупатель — инвестиционный фонд Blackstone — тогда оценил в $3 млрд, а Андреев получил за свой пакет $2,25 млрд.
«Я не тот человек, который любит сидеть на месте. Для меня окунуться в идею стартапа, во что-то свежее и новое очень важно. Это мой стиль жизни в последние 20 лет», — говорит Андреев. Первые сообщения о том, что миллиардер начинает работу над новыми проектами, появились через пару месяцев после сделки с Blackstone.
В конце января 2020-го британская Financial Times писала, что после продажи доли в MagicLab Андреев обдумывает идею проекта в сфере благотворительности и пожертвований. «У нас была куча всяких идей», — рассказывал Андреев в интервью Forbes в феврале. По его словам, сразу после сделки с Blackstone в конце января он с несколькими «сподвижниками» улетел в отпуск. «Частью моих договоренностей с Blackstone было то, что я забираю из MagicLab 20 самых талантливых людей. С некоторыми из них мы и поехали в отпуск, там мы обсуждали разные идеи того, что делать дальше», — рассказывает Андреев.
Миллиардер рассудил, что рынок аудио — единственный, где сегодня никто ничего не попробовал, где никакой конкуренции и абсолютно безграничные масштабы. «Я понимал, что на этом рынке я не лезу конкурировать с кем-то и кого-то двигать с уже насиженных позиций. Это совершенно новая история. И это мне было интересно. Я слежу за рынком аудио. И я вижу, что начинают появляться разные идеи. Здорово, что рынок разогревается все больше и больше», — объясняет Андреев. С командой они придумали приложение Stereo, которое позволяет пользователям общаться только с помощью голоса, например в голосовых чатах. Кроме того, участники сообщества могут подключаться к эфирам других пользователей или слушать их как живые шоу. При регистрации пользователь может создать себе анимированный аватар, который двигается и говорит его голосом. По функционалу Stereo похож на ставший популярным в России в начале 2021 года сервис Clubhouse. Он позволяет пользователям проводить аудиоэфиры в реальном времени. В отличие от Clubhouse эфиры на Stereo можно также записывать, а пользователи могут получать за них донаты от слушателей.
Разработкой Stereo команда занялась сразу после возвращения из поездки, в феврале 2020 года. По данным британского реестра Companies House, компания Stereo App была зарегистрирована 29 января 2020 года. Директором стал выпускник Ижевского государственного технического университета, программист Артур Нугуманов, который раньше работал у Андреева в Badoo. Еще одним директором в Companies House значился Владимир Корниловский, долгое время консультировавший Badoo и управляющий холдинговой компанией, которую контролирует Андреев.
В ноябре 2020-го британская The Telegraph назвала Нугуманова основателем Stereo. На странице Нугуманова в социальной сети LinkedIn также значится, что он является сооснователем. Андреев же в интервью Forbes в феврале рассказывал, что он сам — единственный основатель и инвестор проекта. На вопрос о том, есть ли у него партнеры в новом бизнесе, миллиардер ответил: «Если вы спрашиваете про финансовых партнеров, то их нет. Только команда». 8 декабря 2020-го Артур Нугуманов перестал быть директором Stereo, свидетельствуют данные Companies House. По словам Андрея Андреева, Нугуманов сейчас является консультантом проекта. На момент сдачи номера Артур Нугуманов на запрос Forbes не ответил.
По словам Андреева, непосредственно разработкой продукта занимались 10 программистов, которые раньше работали с ним в Badoo. Он же занялся оперативным управлением в Stereo — от продукта и маркетинга до модерации контента и найма персонала. «После MagicLab это как глоток свежего воздуха. Все-таки я получаю чистый кайф от запуска нового проекта. Нужно не бояться выходить из зоны комфорта и снова браться за оперативную работу. Очень освежает», — рассказывает миллиардер.
Какую именно сумму Андреев потратил на разработку, он не раскрывает, но говорит, что после сделки по продаже доли в MagicLab вопрос финансирования у него не стоит: «У нас есть гигантские ресурсы, и я оцениваю сейчас Stereo как проект, который может вырасти в несколько раз больше предыдущего бизнеса».
Запускать приложение Андреев с командой решили в Лос-Анджелесе. «Было удобно запускаться с Западного побережья США, поскольку Лос-Анджелес — это Мекка всех создателей контента», — поясняет Андреев. Прототип приложения был готов к концу лета 2020 года, 27 августа состоялся релиз в американском App Store. На следующий день в Twitter-аккаунте Stereo появилось сообщение о том, что приложение уже доступно для iPhone и устройств на Android: «Устраивайтесь поудобнее и слушайте других пользователей или участвуйте в живом общении в любое время и в любом месте. Наши 200+ официальных #StereoCreators создают контент каждый день».
Чтобы раскрутить приложение, основатели решили в первую очередь пригласить на платформу американских комиков. Так, первыми пользователями стали американские стендап-комики Готтфрид Гилберт, Джефф Росс и Пола Паундстон, а также радиоведущий Адам Каролла. А чтобы заинтересовать приложением «незвездных» пользователей, Андреев с командой предложили конкурс: создателям эфиров с наибольшим количеством прослушиваний пообещали по $250 000 в неделю. По словам Андреева, с сентября по декабрь приложение работало в формате бета-тестирования. «В этот период мы совершенно не пýшили Stereo и просто смотрели, как это все идет, — докручивали, добавляли какие-то штуки. Причем концепция совершенно не менялась. Как мы ее задумали в феврале 2020-го, так и с момента запуска в августе она была неизменна», — говорит Андреев.
В начале 2021 года Stereo запустился в Великобритании, Европе и Латинской Америке. По словам Андреева, после запуска в европейских странах приложение стало расти на 50 000 пользователей в сутки, активнее всего в испаноязычных странах. «Как-то случайно у нас выстрелила Испания и Латинская Америка. Это преследует меня всю мою жизнь. Когда я запускал Badoo, тоже был дикий рост в Латинской Америке. Наверное, испаноязычная аудитория больше всего любит что-то новое», — комментирует, улыбаясь, Андреев. В конце февраля приложение официально запустилось в России, хотя в тестовом режиме оно было доступно для скачивания в российском App Store с ноября.
Когда в феврале количество пользователей Stereo достигло 2 млн на iOS и Android, Андреев с командой задумались о монетизации проекта. «Сначала я хочу обеспечить на площадке возможность заработка для создателей контента», — говорит миллиардер. Stereo планировал использовать как общепринятые приемы монетизации в виде платных стримов или донатов, так и собственные способы. Сам сервис забирает процент с этих платежей, но какой именно, Андреев не раскрывает. Комиссия — это плата за инфраструктуру, которая позволяет создателям контента зарабатывать деньги.
Андреев уверяет, что пока у него нет задачи, чтобы Stereo генерировал выручку. В апреле сервис подключил первый этап монетизации во всех странах присутствия в формате платной подписки на создателей шоу. Подписка дает право слушать закрытые шоу и приоритетно отправлять аудиосообщения. В начале апреля о старте монетизации объявил и Clubhouse, теперь сервис позволяет пользователям отправлять донаты создателям контента прямо через приложение.
По словам международного венчурного инвестора и партнера фонда Fort Ross Николая Давыдова, рынок аудиосервисов растет по всему миру. Это подтверждает, например, недавний бум вокруг Clubhouse. C начала сентября 2020 года до середины февраля 2021-го мировая аудитория соцсети выросла в 5000 раз — с 2000 пользователей до 10 млн.
«Аудиосоциальные медиа, коммуникации и подкасты переживали бурный рост в последние несколько лет, но пандемия их подогрела даже сильнее, подсветив усталость аудитории от видео. Снова в моде аудиозвонки, увеличивается проникновение аудиосообщений», — говорит Давыдов. По его словам, успех Clubhouse породил десяток копий, от Discord и стартапов типа Fireside от инвестора Марка Кьюбана до адаптаций сервиса от Twitter, Telegram. Инвесторы поняли, что аудиосоциальные медиа могут и испытывать взрывной рост, и долгосрочно удерживать аудиторию, при этом по вовлеченности аудитории в создание контента выигрывают у их видеоаналогов.
Андреев, напротив, считает, что люди устали от аудиосообщений. «Все ненавидят аудиосообщения, потому что они не оставляют вам выбора — человек прислал аудио и ждет, что ты его прослушаешь и ответишь. А тебе может быть неудобно сейчас слушать или вообще никого слышать не хочется. Что касается Stereo, то люди приходят на сервис тогда, когда они хотят слушать или говорить, и никакого негатива не возникает», — говорит Андреев. Сейчас у Stereo 3 млн установок, в основном в США. «Выстроить большое и активное сообщество — мой главный приоритет на Stereo на данный момент», — говорит Андреев.
Пока Stereo — главный бизнес миллиардера. Впрочем, в интервью Bloomberg в ноябре он говорил, что планирует развивать и другие проекты. На вопрос о том, что это за проекты, предприниматель кратко отвечает: «Пока не готов это обсуждать». За своими проданными активами Андреев все же следит: «Мне интересна судьба всех проектов, которые были проданы, и я очень надеюсь, что [основательница Bumble] Уитни Вульф доведет миссию, которую мы на нее возложили, до победного топа», — говорит он. В феврале 2021 года Bumble провела успешное IPO с оценкой $8,2 млрд, а Уитни Вульф Херд стала самой молодой self-made миллиардершей с капиталом $1,6 млрд.
Инвестировать в чужие проекты Андреев по-прежнему не намерен, хотя к нему часто обращаются с такой просьбой. В 2019 году, оказавшись на обложке российского Forbes, миллиардер в своем Instagram-аккаунте обещал инвестировать в проекты 10 молодых российских IT-предпринимателей. Конкретные суммы инвестиций Андреев тогда не раскрывал. Нашел ли миллиардер интересные проекты для вложений? Ответ уклончивый. «Это ведь конфиденциальная информация, поэтому я ее публично не даю. Были ли интересные люди? Да, были. Помогал ли я как-то предпринимателям? Да, помогал. Но если мы говорим о серьезных инвестициях, то Stereo — это тот самый пример, когда я сам серьезно впрягаюсь и сам серьезно инвестирую», — говорит Андреев.
Анастасия Карпова
По материалам: “Forbes”