Как китайские автомобили стали лидерами роста продаж в России
Общее падение российского авторынка в 2020 году составило 9,1%, в 2019 году — 2,3%. При это китайские производители последние два года на нашем рынке только растут.
В 2019 году китайские производители автомобилей увеличили продажи в России на 14%, а через год, по данным «Автостата», на 62,5%. Сократили продажи практически все автопроизводители за исключением Škoda и BMW (рост на 10% и 6% соответственно). Рост продаж китайского автопрома продолжился и в этом году: в первом квартале российский авторынок сократился на 2,8%, а продажи китайских машин взлетели на 71%. Forbes рассказывает историю их появления в России и выясняет причины растущей популярности китайских брендов на нашем рынке.
Альтернатива «ВАЗам»
Китайские машины стали появляться в России примерно с середины 2000-х годов. Тогда российские предприниматели стали приезжать в Китай, налаживать контакты, отправлять в Россию первые партии продукции китайского автопрома. Продажи были незначительны, всего несколько тысяч автомобилей в год. Одним из первых продавцов на рынке называют новосибирскую компанию «Пекинские Автомобили», которая наладила импорт пикапов Admiral марки ZX. «В то время в Китае поощрялось стремление локальных компаний выходить на экспортные рынки, — вспоминает Евгений Еськов, главный редактор «Автобизнесревю». — К тому же у потребителей в России был запрос на недорогие автомобили, оснащенные лучше моделей отечественного «АвтоВАЗа», обладающие имиджем иностранного бренда и стоимостью до $10 000. Китайские производители отвечали всем этим качествам».
В 2004 году автомобилями из Китая занялась московская компания «Ирито». Сначала на свой страх и риск она продавала машины заводов Xinkai и Great Wall, а позже, в 2009 году, стала эксклюзивным дистрибутором последнего. Среди всех китайских производителей именно Great Wall раньше других был готов пойти в Россию. «Они рвались на рынок, нашли первого партнера — «Ирито», ну и пошла «тема», — вспоминал один из крупных дилеров.
В 2008 году у «Ирито» появилась собственная сборочная площадка в подмосковной Гжели. Китайцы и российская сторона вложили $25 млн в компанию «Гжельский завод «Электроизолятор», где наряду с керамическими изделиями начали производить китайские внедорожники (крупноузловая сборка). В 2011 году «Ирито» появился второй завод под Липецком, где была собственная линия окраски, туда же перенесли цех сварки из Подмосковья. Гжельская площадка использовалась для финальной сборки автомобиля. Предприятие производило внедорожники Hover H3 и H5.Как рассказывал в интервью Forbes Алексей Резников, глава и владелец компании «Ирито», в 2007 году его компания продала в России 14 000 машин под марками Great Wall, BYD и FAW, что принесло предпринимателю около $200 млн выручки и около $10 млн чистой прибыли. Рост продаж составил 55% за год.
История успеха завершилась уголовным делом. В 2018 году подмосковной полицией по заявлению руководства Great Wall было начато расследование. Китайцы заявили, что «Ирито» перестал оплачивать поставленные машинокомлекты. Как писала газета «Коммерсант», владельцы группы компаний «Ирито» «незаконными умышленными преступными действиями» причинили ущерб китайскому автопроизводителю на сумму более $48,4 млн.
Дело пока не завершено. Китайская сторона настаивает на продолжении следствия. «Для нас важно, чтобы следствие как можно скорее продолжилось, чтобы сохранялся контроль со стороны органов власти. Ведь это влияет на инвестиционный климат, а значит это важно не только для нас, а для всей экономики и ее будущего развития», — заявлял Чжан Цзюньсюе, вице-президент Great Wall Motor и генеральный директор «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус».
Китайскими автомобилями начинают заниматься все больше российских дилеров, среди них Major Auto, «АвтоСпецЦентр», «Ключавто», Fresh Auto. В 2020 году было открыто 406 новых дилерских центров, 211 из них — по продаже китайских автомобилей. Больше всего новых салонов — 42 — было открыто под брендом Changan.
«Спрос на китайские автомобили растет за счет их технологичности, оптимального соотношения цены и качества, наполненности комплектаций. Еще одним положительным фактором в пользу китайских брендов является то, что в большинстве своем они представлены в России наиболее востребованным сегментом — SUV (в структуре продаж кроссоверы и внедорожники составляют 95%)», — говорит Денис Петрунин, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр». Его компания осенью 2020 года открыла своей первый центр по продаже китайских автомобилей, сейчас она продает машины Haval, Geely и Chery. «Динамики у нас пока нет, но мы видим отчетливый рост доли продаж китайских брендов в общей структуре наших марок», — отмечает Петрунин.
«Китайские автомобили — это оптимальное соотношение цены и качества. За аналогичную стоимость китайского авто полной комплектации иногда невозможно приобрести европейскую или корейскую модель в базовой», — рассказывает Денис Мигаль, генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto. Например, бензиновый двухлитровый Haval Jolion стал самой доступной моделью марки на рынке — цена стартует от 1 189 000 рублей. Аналогичный по комплектации Hyundai Tucson стоит от 1 744 000 рублей, а переднеприводный Kia Sportage с тем же мотором (но с автоматической коробкой передач) обойдется минимум в 1 794 900 рублей.
Fresh Auto торгует «китайцами» с сентября 2019 года. Все прогнозы по продажам Haval оправдались, говорит Мигаль: средний ежемесячный рост составляет 3% с начала продаж. За четыре месяца 2021 года в трех салонах Fresh Auto доля этого бренда составила 16,48% от всех реализованных новых авто. С декабря 2020 года компания продает Changan, также в портфеле дилера есть Cherry и ее премиальная линейка CheryExeed. Все они также имеют положительную динамику, уверяет Мигаль.
Китайским автопром вышел на совершенно на новый уровень, считает он, за последние пять лет китайские производители достигли таких показателей, к которым другие марки идут примерно лет 20, например, меняют модельный ряд раз в три-четыре года.
Китайские автопроизводители устойчивы в плане производства и поставки комплектующих и имеют меньше проблем с доступностью автомобилей, чем другие бренды, добавляет Петрунин.
Крупнейший российский продавец автомобилей «Рольф» пока китайскую продукцию в свою линейку не запускает. Источник, знакомый с планами «Рольф», утверждает, что компанию сдерживают низкие объемы продаж и возможные проблемы с загрузкой сервиса.
В перспективе трех-пяти лет китайские бренды будут стабильно увеличивать суммарную долю на российском рынке по 1-2% в год, считает Сергей Целиков. «Могли бы и быстрее, однако, в головах россиян китайские автомобили все еще ассоциируются с невысоким качеством, ненадежностью и недолговечностью. Главная задача китайцев — сломать этот стереотип на практике доказав обратное», — считает эксперт.
Как открывались и закрывались сборочные производства китайских автомобилей в России, читайте ниже.
«Автотор»
Первое соглашение «Автотор» о сборке легковых автомобилей было подписано в мае 1997 года с KIA Motors. Сама сборка стартовала в 1999 году. В октябре аналогичное соглашение завод заключил с концерном BMW. После «Автотор» по контракту выпускал автомобили GM — Hummer, Chevrolet и Cadillac (2004 год), Chery и Yuejin в 2006-2008 годах, с 2012 года Hyundai.
С 2018 года на «Автоторе» налажен выпуск кроссоверов FAW Besturn и Foton Sauvana. Сегодня «Автотор» производит легковые автомобили под марками BMW, KIA, Hyundai, FAW, а также грузовые автомобили Hyundai HD и Ford.
Общий объем инвестиций в развитие производства составил около €500 млн. В 2019 году с конвейера завода сошел 2-миллионный автомобиль.
«Хавейл Мотор Рус»
Строительство завода по производству Haval началось в 2015 году в индустриальном парке «Узловая» в Тульской области (площадь 216 га). Общий объем инвестиций в проект составил около $500 млн. Завод открыт в мае 2019 года. Пока производственная мощность предприятия составляет 80 000 автомобилей в год.
Завод включает в себя цеха штамповки, сварки, окраски и сборки, а также цех производства компонентов.
В июне 2019 года китайский автоконцерн Great Wall Motor и Минпромторг России подписали соглашение о намерениях в отношении заключения специнвестконтракта. В увеличение мощностей вложат еще 42 млрд рублей до 150 000 автомобилей в год. Общее количество сотрудников предприятия на втором этапе увеличится вдвое — до более чем 2000 человек.
«Дервейс»
В 2004 году на заводе началась крупноузловая сборка внедорожника Cowboy, построенного на шасси румынского автомобиля Aro. А в следующем переключился на моделт китайского автопроизводителя Dadi (брендом Derways).
В разные годы предприятии выпускались автомобили Lifan, Geely, Great Wall, Haima, Brilliance, JAC, Hawtai и Chery. В 2013 году на «Дервейсе» прошла модернизация мощности были увеличены с 5 000 до порядка 130 000 автомобилей в год.
В декабре 2018 года в отношении руководства компании «Дервейс» было возбуждено уголовное дело по подозрению в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере 319,3 млн рублей. В связи с этим производство было прекращено.
«Липецкий механический завод»
Холдинг «Ирито» объявил о проекте создании этого производства в 2010 году. Основным партнером стала китайская Great Wall. Инвестиции — 11,5 млрд рублей.
Сборка автомобилей Hower началась на предприятии в 2013 году, однако в конце 2014 года производство было остановлено из-за ухудшения ситуации на авторынке и прекращения поставок комплектующих из Китая. Вскоре партнером «Ирито» стала корпорация Changan International.
В сентябре 2016 года начался выпуск кроссоверов Changan CS35, которые ранее поставлялись из Китая. Завод работал по принципу крупноузловой сборки. Однако в 2019 году компания Changan свернула производство в России и полностью перешла на импорт автомобилей из Китая.
«Ставрополь-Авто»
Строительство завода «Ставрополь-Авто» началось в 2014 году, серийное производство начато в июне 2017 года. «Ставрополь-Авто» работает по полному технологическому циклу.
Первой моделью стал внедорожник DW Hower H3 (производится с мая 2017 года), а с февраля — DW Hower H5. Машинокомплекты для автомобилей поставлялись корпорацией Great Wall Motors. В связи с завершением контракта по сборке автомобилей Hover завод с конца 2018 года остановил производство. 5 из 5 «Автотор» Первое соглашение «Автотор» о сборке легковых автомобилей было подписано в мае 1997 года с KIA Motors. Сама сборка стартовала в 1999 году. В октябре аналогичное соглашение завод заключил с концерном BMW. После «Автотор» по контракту выпускал автомобили GM — Hummer, Chevrolet и Cadillac (2004 год), Chery и Yuejin в 2006-2008 годах, с 2012 года Hyundai.
Татьяна Романова
По материалам: “Forbes”