Зимой 1982 года, попав в ураган у берегов Ньюфаундленда, затонул советский ролкер
Море – стихия грозная. Несмотря на то, что с каждым годом строятся все более совершенные суда, они не застрахованы от гибели в море. 18 февраля 1982 года ТАСС выпустило сообщение, в котором было сказано: «…советский контейнеровоз «Механик Тарасов» затонул в районе Ньюфаундленда, попав в зону сильного шторма…. Имеются человеческие жертвы». В этой статье мы расскажем о гибели ролкера «Механик Тарасов» и об обстоятельствах, приведших к ней.
Ролкеры
Изначально почти все грузовые суда – пароходы и теплоходы – были универсальными сухогрузами. В соответствии со своим названием, они перевозили все виды грузов: лес бревнами и в пакетах, сыпучие грузы в мешках и навалом, автотехнику на специальных поддонах, нефтепродукты в бочках, ящики и так далее. Суда загружались и разгружались вертикально портовыми кранами и корабельными грузовыми стрелами. С одной стороны, такая схема имела существенный плюс. Он заключался в том, что судно в порту отправления могло взять любой попутный груз, увеличивая свою экономическую эффективность. С другой, был и существенный минус. Дело в том, что вертикальный способ погрузки – выгрузки не отличался особой оперативностью. Нужно было тару – ящик, мешок, бочку – застропить, поднять из трюма и опустить на причал (или наоборот). Это делало погрузку – выгрузку парохода длительным процессом. Иногда большие суда выгружались неделю. В первой половине ХХ века это было приемлемым. Но в 70-х годах экономика требовала минимизировать время нахождение судна в порту. Облегчило решение задачи развитие автомобильного транспорта.
Было решено погрузку – выгрузку сделать не вертикальной, а горизонтальной. Весь груз сделали на колесах – им стали большегрузные фуры или поддоны на колесах, которые перемещались с помощью специальных тягачей. Вместо классических трюмов внутри судна были сделаны сплошные автомобильные палубы, которые соединялись рампами. Въезд на судно с причала осуществлялся с помощью специальной грузовой аппарели. Выгода от такой схемы была двойной. Во-первых, судно загружалось в порту не за сутки, а в течение нескольких часов. Во-вторых, возникла возможность перевезти товар на одном грузовике между континентами, не перегружая его. Экономия времени и, соответственно, стоимости перевозки была ощутимой.
Такие суда стали называть ролкерами, или судами Ro-Ro (roll-on/roll-off, roll – «катить»). То есть судами, осуществляющими погрузку-выгрузку на основе колесной базы. У судов Ro-Ro есть несколько модификаций. Одна из них – Ro-Pax – объединяет погрузку колесной техники и пассажиров. Под этим термином понимаются автомобильные пассажирские паромы, например, такие, которые соединят столицы стран Балтийского моря – Стокгольм, Хельсинки, Санкт-Петербург, Таллин, Ригу.
Ролкер «Механик Тарасов»
Советское Министерство морского флота – ММФ СССР – было непростой организацией. Оно было одним из основных поставщиков валюты в государственную казну. Конечно, доля ММФ была меньше, чем от продажи нефти и газа, но благодаря большому количеству судов (явно большему, чем это было необходимо для внутрисоюзных перевозок), морской флот СССР играл важную роль в международных перевозках, и, соответственно, получал прибыль в валюте. Это позволяло руководству Министерства строить самые современные суда того времени. Если проанализировать состав судов ММФ, то можно увидеть, сколько новых кораблей ежегодно входило в состав советских морских пароходств. Суда типа Ro-Ro были не исключением.
В советском торговом флоте эксплуатировались большие, средние и малые ролкеры. «Механик Тарасов» относился к средним ролкерам проекта 4207. Серия судов строилась в Финляндии. Всего было построено 10 судов двумя сериями (А и Б) по пять единиц. Дедвейт судна составлял 5 300 тонн, длина 125 метров, скорость хода 16 узлов – почти 30 км/ч. После постройки «Механик Тарасов» вошел в состав Балтийского морского пароходства – БМП. Портом приписки судна стал Ленинград. В Советском Союзе все ролкеры работали на перевозке экспортных грузов или перевозили грузы между иностранными портами. В тот злополучный рейс «Механик Тарасов» вышел из канадского порта Труа-Ривер курсом на немецкий Гамбург. После Гамбурга судно должно было следовать в Ленинград. Синоптики предупреждали о шторме, практически урагане в Северной Атлантике, но капитан принял решение о выходе в рейс.
В центре урагана
Первые плохие новости пришли в офис БМП 13 февраля 1982 года. В радиограмме говорилось, что ролкер имеет постоянный крен. Прогнозы синоптиков оправдались, над Северной Атлантикой бушевал жестокий шторм. Крен судна в таких условиях мог привести к печальным последствиям. Основной груз «Механика Тарасова» в том рейсе были рулоны газетной бумаги в стандартных контейнерах. Такие рулоны – груз тяжелый, и в случае сильного шторма потенциально опасный. Специалисты БМП высказали предположение, что контейнеры с бумагой могли сместиться, тем самым спровоцировав крен. Капитан ролкера Анатолий Былкин, чтобы ликвидировать крен, принял решение о заполнении балластных танков противоположного борта. Но удивительное дело: насосы работали на всю мощность, а крен вместо уменьшения увеличился. Тогда капитан распорядился установить причину крена. Хотя должен был это сделать с самого начала.
Выяснилось, что из-за качки один из закрепленных контейнеров с грузом пробил верх балластного танка, и закачиваемая в этот танк забортная вода просто выливалась на нижнюю автомобильную палубу. Из-за этого крен ролкера увеличился. После выяснения причины капитан Былкин приказал включить все водоотливные средства на полную мощность. Но намокшая газетная бумага забила фильтры насосов помп. На этом неприятности не закончились. На палубе ролкеров стоят так называемые вентиляционные грибки, с помощью которых проводится вентиляция автомобильных палуб. Дело в том, что при погрузке – выгрузке на автомобильной палубе работают двигатели тяжелых грузовиков и специальных погрузчиков, которые расставляют на ней контейнеры и поддоны. Чтобы в закрытом помещении не образовалась опасная концентрация угарного газа и проводится принудительная вентиляция. Конструкция этих грибков такова, что вода извне не попадает на автомобильную палубу. «Механик Тарасов» попал в жестокий шторм, почти ураган, и волнами два вентиляционных грибка были просто вырваны. На автомобильную палубу обрушились десятки, если не сотни тонн воды. Крен ролкера достиг 35 градусов, нос судна начал погружаться в воду.
Гибель «Механика Тарасова»
Ураган затронул не только советских моряков. В том районе, где находился «Механик Тарасов», вела добычу американская полупогруженная нефтяная платформа «Оушн Рейнджерс» «Ocean Ranger». Согласно радио с неё высота волн была 17 – 20 метров. Платформа получила опасный крен и дала в эфир сигнал бедствия – SOS. Забегая вперед, скажем, что «Оушн Рейнджерс» затонула, вызвав оживленное обсуждение об устойчивости плавучих буровых во время сильных штормов. Капитан Былкин сигнал SOS не подал. Почему – расскажем чуть ниже. Он дал радиограмму о положении судна в офис БМП. В ней содержалась просьба о помощи. Соответственно, моряки «Тарасова» могли рассчитывать только на помощь советских судов. Ближе всех к нему находился большой морозильный рыболовный траулер – БМРТ – «Иван Дворский» КБ-0244 (проект 394 тип «Маяковский») порт приписки Калининград. Он полным ходом шел к ролкеру. Но с учетом шторма и расстояния между судами – 100 морских миль – 185 км – БМРТ нужно было идти 14 часов.
На помощь советскому судну подошёл датский рыболовецкий траулер «Sigurfari» «Сигурфари» – «Победитель» с Фарерских островов. Датчане связались с «Тарасовым». Но капитан Былкин ответил, что к советскому судну идет спасатель. Надо отдать должное датскому капитану Миччялу Ольсену (в одном из источников Миккаэль Ольсен). Видя положение советского судна, он не ушел. «Сигурфари» оставался рядом. Когда датчане увидели, как волна оторвала с «Механика Тарасова» шлюпку, Ольсен запросил Былкина – были ли в шлюпке люди. Ответ был: «Все пока на борту».
Удивительно, но капитан «Механика Тарасова» отказался и от помощи канадских вертолетов Береговой охраны. Они находились над ролкером до самого последнего момента, пока он не затонул. А после координировали спасение экипажа советского судна датскими рыбаками. По мере усиления шторма возможность эвакуации канадскими вертолетами уменьшалась, так как снять людей с борта в ураган они не могли.
В ночь 16 февраля 1982 года «Механик Тарасов» перевернулся и затонул. Перед затоплением к нему подошел «Иван Дворский», но помочь он не смог. БМРТ был высокобортным судном. На его борт смогли поднять только одного человека, но он, к сожалению, впоследствии умер от переохлаждения. Фарерский траулер был судном низкобортным, и датчанам удалось спасти девять советских моряков. Их растирали спиртом, поили чаем, но спасти смогли только пятерых. Остальные члены экипажа теплохода погибли.
Капитан Ольсен особо запомнил то, что он разговаривал по радиотелефону с капитаном Былкиным до тех пор, пока «Механик Тарасов» не ушел под воду. Былкин что-то говорил по-русски. Ольсен до сих пор жалеет, что его траулер не был оборудован аппаратурой для записи радиопереговоров, и он не знает, о чем говорил в последний момент русский капитан.
На следующий день, когда ураган начал стихать, к месту трагедии подошел БМРТ «Толбачик» НБ-0559 (проект 394А тип «Пионер Латвии») порт приписки Ленинград. Вместе с «Иваном Дворским» он собрал тела погибших моряков, которые плавали на поверхности. 32 члена экипажа ролкера погибли.
Расследование причин катастрофы
Как водится, была создана комиссия, которая должна была ответить, в том числе, на два вопроса: почему новейший корабль затонул во время сильного шторма, и в чем причина странных действий капитана ролкера Былкина? Ответ на эти вопросы высветил одну из основных проблем в советской экономике и обществе в 80-х годах ХХ века. Конструктивной особенностью ролкеров было отсутствие водонепроницаемых переборок на автомобильных грузовых палубах по всей длине судна. Как мы уже говорили, в советском флоте были большие, средние и малые ролкеры. С большими и малыми все было понятно. Первые имели неограниченную мореходность и работали на океанских маршрутах. Малые ролкеры работали только в Балтийском и Каспийском морях. Со средними было сложнее. Первоначально такие суда работали только в европейских водах. Капитан Анатолий Былкин настоял на проведении эксперимента по эксплуатации судов такого проекта на североатлантических линиях, да еще и в зимний период. Читатели старшего поколения помнят, что в период «позднего» СССР было много всяких экономических инициатив, часто не стыкующихся со здравым смыслом и возможностями техники. Возможно, капитан Былкин хотел быть передовиком-новатором в торговом флоте СССР. Тогда становится понятно, почему Былкин отказывался от предлагаемой помощи и рассчитывал только на помощь советских судов. Он слишком много поставил, чтобы проиграть.
Итогом работы комиссии стали рекомендации по внесению изменений в конструкцию ролкеров и запрет на работу средних ролкеров в Атлантическом океане. Дискуссии о роли капитана в трагедии продолжались на флоте до распада СССР.
Заключение
На Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге есть мемориал погибшим 16 февраля 1982 года в Атлантическом океане моряком ролкера «Механик Тарасов».
Телевидение Дании выпустило документальный фильм о трагедии. По приглашению ММФ капитан Ольсен, его жена и трое детей посетили Ленинград. В СССР о трагедии был снят документальный фильм «Любите нас живыми».
За проявленное мужество капитан траулера «Сигурфари» Миччил Ольсен был награжден орденом «Дружбы народов», а 24 рыбака датского траулера – медалью «За спасение утопающих». Весь экипаж «Механика Тарасова» был награжден, 32 человека – посмертно.
Андрей Максимов
По материалам: “Наша Версия”