Акрам МУРТАЗАЕВ: Страна разделилась на тех, кто за Олимпиаду и тех, кто против.
Щекотливый вопрос Чапаеву — ты за большевиков, али за коммунистов? — вновь на повестке дня, особенно после завершения Зимних Игр в Сочи.
Страна разделилась на тех, кто за Олимпиаду и тех, кто против. Хотя и вопрос комдиву, и вопрос про Сочи политически безграмотны. Большевики и есть коммунисты, а противники Олимпиады в курортной столице России, на самом деле, страстно болели за наших спортсменов.
По сути, они просто хотели узнать истинную цену победы, а не жаждали поражения нашей стране. Но разве желание выяснить истинные расходы своего бюджета не патриотичны?
И вообще, попытка прикрыть цену победы ее святостью в стратегии власти не нова. Но «мы за ценой не постоим», — это не стратегия войны, а тактика тех, кто был брошен в окопах с одной гранатой, когда в лоб мчатся десятки «тигров». Когда разорванная линия фронта мигает уже где-то у Волги, а твой батальон из окружения упорно рвется на восток. Мы же до сих пор святостью Победы прикрываем оскорбительную бездонность ее цены. Просчеты командования. Вырезание военных кадров. А тех, кто за Победой увидел беду, власть всегда считала врагами.
Не так ли и с Олимпиадой? Что мы знаем о цифрах? Официально звучит одна, но оглашена «врагами» и другая — 50 млрд. долларов. Но входят ли сюда затраты на потрясшее всех открытие Игр и не менее красочное их закрытие? И могли ли мы с нашей экономикой, по величине равной экономике не огромной Италии, позволить себе такую роскошь? А во что обошлись нам иностранные тренеры, которых, говорят, чуть меньше ста? (Да, получают они не больше Фабио Копелло — 10 миллионов долларов в год, но санный спорт и керлинг все же не футбол). И не получилось ли так, что в бешеной гонке за медалями погибли наши медицина и образование? Не построены заводы, не проложены дороги.
Помимо распилов, нас куда интенсивнее разоряют непомерные траты на имперские амбиции. Понятно, что победы и золото — это престиж России (и ее вождя?), что мы должны улучшать свой имидж. Но разве миллиарды на открытие-закрытие не создают нам дурную славу?
Вот посмотрите, к 70-летию прорыва блокады бывшие блокадники (как мы сражаемся со слепым «Дождем» их оскорбившим!) получили по ТРИ тысячи рублей. А волгоградцы к годовщине Сталинградской битвы — по ОДНОЙ тысяче (а сколько их осталось спустя 70 лет?). А это не престиж? Не боль и позор нашей Памяти?
Да, мы хотим, чтобы наши спортсмены били все рекорды, но делали это не такой великой ценой. А то ведь сегодня куда успешнее бьют рекорды доллар и евро, обновляя свои исторические максимумы. И второе избиение есть следствие первого? Олимпийского? Мы можем получить на это ответы? Наверно — нет. Но ведь в этом виноваты мы, а не те, кто принимает решения. Мы же сами выбрали таких… самостоятельных.
А ажиотаж олимпийских страстей достигал временами уровня безумия. На полном серьезе наши СМИ пробубнили о том, что лабораторная крыса по кличке Шурик (воспитанная в Томском государственном университете) предсказала победу сборной России по хоккею над командой Норвегии. При этом аспирантка университета Елизавета Гуль (все-таки у нас отличные научные кадры растут!) гордо сообщила, что «… Шурик метался между двух углов, но все-таки выбрал Россию и даже там покушал. Надеемся, что это знак положительный и российская команда одержит победу». А я так думаю: единственный положительный знак — что крысы еще не бегут…
Акрам МУРТАЗАЕВ