Как это будет
За одни сутки две новости, касающиеся государственного техосмотра: во-первых, Госдума в ходе работы над законопроектом о правилах страхования, «отвязала» продажу полисов ОСАГО от техосмотра. Во-вторых, ГИБДД подготовило поправки в законы о техосмотре и о безопасности движения: для личных легковых автомобилей ТО может стать добровольным. Мы узнали, что заплатить за ОСАГО и выехать на дорогу будет проще. А вот страховых выплат и отсутствия проблем с ДПС никто не обещает.
Что сказало начальство? Глава департамента обеспечения безопасности движения МВД РФ Михаил Черников – буквально следующее: «МВД подготовило предложения в Правительство Российской Федерации по внесению изменений в ФЗ 170 «О техническом осмотре» и 196 «О безопасности дорожного движения», где процедуру прохождения техосмотра для личных легковых автомобилей предложено сделать не обязательной, а добровольной».
А что о депутатах? Госдума во втором чтении приняла (15 июня будет третье, техническое чтение) поправки к Закону об организации страхового дела. В числе которых внезапно для внешних наблюдателей появилась поправка, исключающая необходимость предоставления владельцем авто диагностической карты при покупке полиса ОСАГО. В силу закон вступит с 22 августа – до этого момента купить полис ОСАГО можно будет, только имея диагностическую карту (с получением которой по новым правилам у многих возникли сложности).
– Это то, что я предлагал неоднократно, – радуется главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. – И именно это как вариант мы недавно обсуждали с ГИБДД на рабочей группе по защите прав автовладельцев.
Похожие идеи высказывали очень многие представители организаций автомобилистов. Действительно, новые усложненные правила техосмотра, которые введены в действие с 1 марта этого года, вызвали проблемы в отрасли. Пунктов ТО, готовых работать по-новому (с фотофиксацией в единый реестр и детальным обследованием), немного даже в Москве. Кроме того, почти сразу «околотехосмотровский» бизнес начал придумывать обходные пути – например, получила известность схема с подставными машинами распространенных цветов и марок, позволяющими удаленно «проходить ТО».
Итак, если в силу вступит только первое предложение, «экзекуция» автомобилистов без ТО начнется с 1 марта будущего года, когда должна будет заработать система выявления и наказания автомобилей, не имеющих техосмотра, при помощи камер. До этого речь шла об автомобилях, не имеющих ОСАГО, – и такая система де-факто уже создана. А вот если идея ГИБДД также получит силу закона – то есть ТО для частных легковых авто станет добровольным, – все станет несколько интереснее.
– Обязанности водителя следить за техсостоянием автомобиля никто не отменяет, поэтому, скорее всего, отвязанный от техосмотра полис ОСАГО будет содержать пункт, по которому в случае ДТП из-за технической неисправности автомобиля страховая компания будет иметь право суброгации (перехода обязанности возмещения ущерба) по отношению к страхователю, – рассказала «МК» специалист отдела страховых выплат одного из крупных автостраховщиков. – Либо, как вариант, страховка от ответственности за техсостояние будет содержаться в дополнительном страховании автогражданской ответственности – примерно так же, как сейчас люди покупают полисы автогражданки с повышенным покрытием. Могу сказать, что в Москве это может быть вполне оправдано, с учетом средней стоимости автомобилей на дорогах.
Второе отрезвляющее обстоятельство состоит в том, что ГИБДД вовсе не собирается отказываться от контроля техсостояния автомобилей на дорогах. Напротив, совсем недавно инспекторы ДПС получили право проверки соответствия автомобилей техрегламенту и выдачи предписаний на срочное устранение несоответствий.
– Согласно пункту 2.3.1 Правил дорожного движения, действующих на 2020 год, непосредственно перед выездом водитель должен обеспечить исправное техническое состояние автомобиля и убедиться в беспроблемной работе следующих систем: тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), фар и задних габаритных огней (в темное время суток или в условиях недостаточной видимости), а также стеклоочистителя со стороны водителя, – напоминает Юлия Каблинова из движения «Синие Ведерки». – Если обеспечить контроль за такими автомобилями, которые не следуют этому правилу, то и не надо никаких архаичных техосмотров.
Иначе говоря – тонировка, нештатные фары и резина, аксессуары типа фаркопов и нештатных багажников и еще несколько десятков позиций по-прежнему могут стать предметом бурной дискуссии у машины с мигалкой. Причем «бумажкой о техосмотре», как еще недавно, отделаться не получится. Спасением могут быть только хранящиеся в «бардачке» бумаги, подтверждающие законность всех переделок. Ну, или какая-нибудь другая бумажная продукция по вкусу инспектора.
Антон Размахнин
По материалам: “Московский комсомолец”