Кудриномика – причина кризиса на Украине

Игорь ЛАВРОВСКИЙ: Россия всё еще несет на себе врожденные советские дефекты.

346

Россия всё ещё несёт на себе врождённые советские дефекты и из-за этого стремительно теряет позиции в мире и даже в собственном географическом окружении. Российские коммунисты, помешанные на идее ядерно-идеологического противостояния с Западом, взбили до небес ощущаемую населением ценность западной культурной продукции и западных материальных благ. Живя в искусственной атмосфере государственных дач и бобровых воротников, коммунистические лидеры, полуживым штандартом которых был главный идеолог Суслов, так наплевательски и механистически относились к самым обыкновенным потребностям своих подданных, что создали дефицит всего – от колготок до книг и автомобилей. Никакой физической или экономической необходимости в этом не было. Советская экономика при правильном подходе могла бы обеспечить всей этой потребительской радостью не только себя, но и остальной мир, что было блестяще продемонстрированно китайцами – обладателями более примитивной экономики советского типа, к тому же – вдвое меньшей по производимому ВВП.

Главным выгодополучателем коммунистического аскетизма стали фарцовщики, дельцы теневого рынка и внешторговцы – агенты и клиенты иностранных компаний. Когда совок пал, пришёл их час. Они конвертировали шмотки и окорочка во владение капитальными ресурсами. Но при этом они не стали ни капиталистами – они никогда не умели ничего накапливать, тем более создавать, ни перестали быть лавочниками – купи-продай – вся идеология. В финансовой сфере идеологией фарцы стала кудриномика – идеология валютных менял. В результате мы безнадёжно отстали от китайцев – точнее, в четыре раза – хотя стартовые позиции у нас были лучше. Эффект правления Путина был достигнут не сменой финансовой идеологии, а восстановлением разрушенных ранее организационных связей в экономике. Т.е., самовосстановились в новом виде разрушенные было фарцовщиками 90-х советские хозяйственные организации. Другими словами, мы вернулись на отметку 1990 года, но как бы уже проведя монетаризацию бывшей советской бартерной экономики. В своих перестроечных работах я предлагал того же эффекта добиться быстро, единовременно и без стрельбы и приватизаций – а проведением монетарной реформы и формированием госкорпораций на основе крупных советских хозяйственных организаций. Примерно то же сделали китайцы весьма успешно.

Это внутри страны. Но точно такая же фарцовщицкая политика велась при этом на внешнем рынке. Для начала Россия подарила всему миру советские долги, расплатившись при этом сама, а потом попала под зависимость от иностранных производителей всего и вся. Никакой внешнеэкономической политики у России нет. Кстати, за внешнеэкономическую политику в начале 90-х во время хаотического демонтажа монополии внешней торговли в России отвечал никто иной как Глазьев.

И сегодня мы пришли к тому, что Россия не в состоянии дать понятные видимые экономические ориентиры не только самой себе, но и ближайшему окружению. Время от времени возникают жестяные завиральные идеи типа – «энергетическая сверхдержава», «план Путина», «наноинноватизация». Создаётся впечатление, что вместо госчиновников и технократов в Кремле засели одни «пиарщики» – рекламщики отсутствующего продукта. Где сегодня «национальные проекты»? Где нанодостижения? Где – ё-мобиль, в конце концов?! Ничего этого нет. Хвалёная РАН вместе с огромным «Газпромом» и не менее огромной «Роснефтью» благополучно прозевали очередную технологическую революцию, которая на этот раз была сделана американцами не в области смартфонов, а в области нефти и газа – на самом-таки нашем домашнем поле.

Фарца разогнала инженеров и набрала «пиарщиков». Всё логично. А что ещё они могли сделать? Они же не знают, КАК сделать тот же айфон. Они же могут только впарить его вам задорого. Российский рынок автомобилей был угроблен открытием таможенных границ. Хлынули не только новые автомобили, но и всё европейско-японское старьё, унося жизни простых обывателей. За деньги жадного на импорт российского населения, подаренные иностранным автопроизводителям за двадцать лет, можно было создать несколько автокорпораций размером с BMW или Renault. Либерфарца ну просто крокодиловыми слезами облилась, горюя по деньгам, вложенным наконец-то Кремлем в собственную территорию. Во Владивосток. В Сочи. Они почему-то не страдают, когда российские очень патриотические и предъявляющие много претензий к России туристы ЕЖЕГОДНО проматывают за границей ВДВОЕ БОЛЬШЕ, чем госбюджет отстегнул на Олимпиаду.

Когда соседи не понимают, куда идёт Россия, то они и НЕ МОГУТ на неё ориентироваться. И это при том, что Россия уже дала несколько примеров предательства своих старых клиентов. Вьетнам, Куба, Монголия, африканские страны – все они брошены и покинуты нашей фарцой. Зададим вопрос, а может это было сделано правильно? Экономно? Экономично? Ничего подобного. Это были важные рынки, успешно осваиваемые сегодня – кем? Правильно, Китайской Народной Республикой.

Может быть, у нас огромные достижения на рынках развитых стран? Да нет, и тут облом. Кроме газа и нефти, доставшихся в наследство от СССР, никаких новых товаров шибко креативная фарцовская масса не изобрела и не продвинула. Не выдвинули и никаких привлекательных совместных инвестиционных инициатив, в которых могли бы участвовать соседи. Да что соседи… А какие инвестпроекты выдвинуты для самой России? С огромным скрипом и вопреки истошному вою либерфарцы Кремль осмелился вложить что-то во Владивосток и в Сочи. И всё. За двадцать лет.

Украинская экономика мало отличается от российской, и то только в худшую сторону. Если мы экспортируем сырьё, то Украина – продукты первичной переработки нашего же сырья. Соответственно те цены, которые мы устанавливаем для богатых евроэмитентов, отнимают доход у более бедных переработчиков. Толстый сохнет, тощий дохнет. Конечно, кризисом воспользовались самые разные политические силы, но это никак не опровергает факта, что Украинунакрыла вторая волна мирового кризиса. Здесь уместно вспомнить марксизм-ленинизм, поднаторевший в революциях. Где и когда происходят революции? Правильно, во время кризиса в самых слабых экономиках, которые его не выдерживают. Скидки за газ, предложенные в последний момент Януковичу, запоздали лет на пять. Совершенно непонятна также логика покупки украинских гособлигаций за доллары. Кроме снижения уровня собственных золото-валютных резервов, каких ещё целей наши финансисты хотели добиться? Но только не роста заинтересованности Украины в развитии связей с Россией. Иначе сделка была бы заключена в рублях или в гривнах – если бы мы действительно захотели поддержать соседей.

Ситуация на Украине усугубляется тем, что у Евросоюза ТОЖЕ НЕТ ПЛАНОВ в отношении Украины. Там тоже господствует вульгарная бухгалтерская идеология. Горизонты Евросоюза не простираются дальше сбагривания своих товаров украинцам в долг. Им срочно нужно надуть очередной кредитный пузырь, так как предыдущие – уже лопнули. Украина большая, пузырь получится большой. Но и лопнет громко.

В предыдущем материале я высказал свою точку зрения, что необходимо продолжать уже начатые инвестиции в Дальний Восток и российский Юг. События на Украине однозначно доказывают, что от финансовой как бы рыночной вульгарщины нужно уходить как можно скорее и как можно скорее инициировать несколько крупных трансграничных инвестиционных проектов вместе с соседями. Два из них очевидны – развитие зоны Белгород-Харьков и создание единой рекреационной и высокотехнологичной зоны Крым-Кавказ.

Игорь ЛАВРОВСКИЙ, экономист, 

Председатель комитета по валютно-финансовой и денежно-кредитной политике «Деловой России»

Ранее

На чужих ошибках

Далее

В телефонном разговоре Путин и Меркель сошлись во мнении, что Украине необходимо новое правительство

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru