Врач объяснил проблему
С 28 июня столичные рестораны и кафе объявляются COVID-free. Посещать их смогут только посетители, прошедшие вакцинацию, переболевшие COVID-19 в течение последних шести месяцев либо имеющие отрицательный ПЦР-тест, действительный в течение трех дней. Все это должно стимулировать людей скорее вакцинироваться.
Ну а среди свежевакцинированных крайне популярны тесты на антитела. Такого ажиотажа с их измерением не было никогда. Вряд ли кто-то из россиян знает уровни антител после прививки от кори или черной оспы, а вот свои антитела к коронавирусу пристально изучают все.
Каждый провакцинированный считает своим долгом непременно пойти в лабораторию и сдать тест на антитела. Но иногда обнаруживается, что их нет. И начинаются паника, истерика и разочарования. Защиты нет, вакцина не работает, все кончено. Но всегда ли антитела говорят об иммунитете? Как понять, защитила ли вас вакцина, и что делать, если этого все же не произошло? Ситуацию проанализировал «МК».
Москвичка Тамара рассказывает, что ее 76-летняя мама сдала тест на антитела, как и положено, через 42 дня после вакцинации. Каково же было ее удивление, когда тест показал уровень защиты ниже пороговых значений. «Вакцину мама перенесла хорошо, без побочных. Но получается, что она была для нее бесполезна?» — недоумевает Тамара.
Однако еще через месяц вдруг случилось чудо — новый тест в другой лаборатории показал положительный результат. «Ничего не понимаю, — недоумевает дочь. — Получается, что вакцина все же работает?»
С такими ситуациями сегодня, по статистике различных экспертных источников (групп вакцинированных, лабораторных специалистов и пр.), сталкиваются в среднем от 3% до 10% привитых. Какие могут быть причины?
Первая — она же самая распространенная. Вы сделали неправильный анализ. Поскольку вакцины ведут к выработке антител к шиповидному белку вируса (S-белку), в лабораториях нужно искать тесты, которые диагностируют антитела именно к S-белку. Если же вы сдадите тест к нуклеотидному белку (N-белку) коронавируса, это будет бессмысленно. А возможно, в лаборатории просто ошиблись (эксперты рассказывают, что иногда сданная на анализы кровь сворачивается и лаборанты платных клиник пишут просто норму, чтобы не возвращать деньги или не переделывать еще раз бесплатно анализ). «Только в РФ свыше 200 наименований антительных тестов, большинство из которых по большому счету непонятно что измеряют. Поэтому к выбору теста надо подходить предельно внимательно», — говорит врач-терапевт амбулаторного звена, который «провел» более трехсот пациентов с коронавирусом, Игорь Соколов.
Вторая причина ведет к тому же выводу, что и первая, — тест нужно пересдать. Но не потому, что вы выбрали неправильную тест-систему, а потому, что антитела у вас еще не успели выработаться. У некоторых людей (особенно пожилых) процесс формирования иммунной защиты может занять больше времени, чем ожидается, то есть не 42 дня, а, например, 60–70.
Третье. Если вы делали вакцину на аденовирусных векторах (на них в клетку доставляется материал коронавируса), нельзя исключить, что у вас есть иммунитет к какому-то из аденовирусов, из которых сформированы векторы вакцины. Организм распознает его на подступах к клетке, поэтому иммунной защиты от SarsCov2 сформировано не будет. Узнать о том, есть ли у вас иммунитет к аденовирусам, можно, но сложно: такие тесты делают далеко не во всех лабораториях. В этом смысле молекулярные биологи рекомендуют попробовать ревакцинацию другой вакциной.
Четвертое. Увы, вам могли вколоть препарат, который хранился с нарушениями, например, без выдерживания температурного режима.
Пятое. Причиной может быть прием ряда лекарственных средств, которые препятствуют выработке иммунной защиты при вакцинации. К примеру, это кортикостероиды, цитостатики, а также биологическая иммуносупрессивная терапия.
Шестое. Возможно, у вас есть какое-то заболевание, которое не дает выработаться антителам после вакцинации. К ним относятся вирус иммунодефицита человека и некоторые виды рака крови. Кроме того, могут быть проблемы с иммунным статусом вообще — если антитела не появляются, возможно, стоит навестить врача-иммунолога.
Седьмое. Иногда отсутствие антител в анализе не равно отсутствию их в организме. Просто их спектр настолько низок, что анализаторы не способны их отловить. Хорошая новость в том, что в мире так никто и не знает, какой титр антител можно считать защитным. С другой стороны, уже известны случаи заболевания даже на фоне «запредельных» антител.
Восьмое. Повлиять на формирование иммунной защиты после прививки может и ваше поведение. Система питания, которой вы придерживаетесь, вредные привычки, стрессы, чрезмерные физические нагрузки — все может сыграть свою роль.
Девятое. Самое неприятное — в очень редких случаях встречаются люди, не способные выработать антительный ответ ни на какие прививки. Правда, одновременно они же обладают важным качеством легче справляться с опасными инфекциями. Например, от кори люди с такой особенностью не умирают. Таких людей, по официальным данным, не более 2%. Антитела у них не появляются ни после болезни, ни в ответ на прививку.
Игорь Соколов отмечает, что тема антител после вакцинации сложная и неоднозначная и многих ответов медицина еще не знает. «Так надо ли эти антитела вообще контролировать? — говорит доктор Соколов. — Мнения разделились, одни врачи (особенно западные) улыбаются: а зачем? Другие (многие российские) — что вполне нормально контролировать уровень иммунного ответа. Это вызывает состояние «подвешенности» у обычного, вдумчивого человека. Ведь антитела, даже большие, — не показатель защиты, болеют после вакцинации и с большими антителами, но все же реже, чем с маленькими. Большие антитела — это хорошо, но тоже не всегда. При определенных условиях, возможно, именно они могут способствовать воспалению в легочной ткани».
Говорить о том, что антитела — не показатель иммунного ответа, конечно, нельзя. Но можно говорить о том, что это не единственный показатель. Все уже знают про клеточный иммунитет, который при встрече с вирусом начинает стимулировать гуморальный (выработку антител). Поэтому иногда более важным представляется анализ на клеточный иммунитет, который, увы, у нас малодоступен и стоит очень дорого.
«И все же было бы неправильно говорить, что антитела вообще ни при чем, — продолжает Игорь Соколов. — Существует достаточное количество работ, показывающих, что определенные антитела, определенная их концентрация, предотвращают болезнь. Поэтому определение антител, конечно, даст какую-то информацию об уровне вашей защиты, но вряд ли ее можно назвать полной».
Врач признает, что сейчас многие рекомендации составляются на глазок и вакцинироваться рекомендуют всем, включая переболевших, хотя есть много убедительных работ по формированию защиты после перенесенного заболевания на ближайшие 6–8 месяцев, а может быть, и больше.
Так нужно ли бежать и сдавать антитела после вакцинации? «Мое мнение — делать это не обязательно, но если делаете, получаете ряд преимуществ — можете отследить динамику защиты и, вероятно, разные уровни антител по разным вакцинам, чтобы понимать свою реакцию на них и знать, чем ревакцинироваться в будущем. Количество объективных критериев в этой области растет и далее будет только увеличиваться».
Справка “МК”
С 28 июня в Москве вступает в силу новый временный порядок посещения заведений общепита. Об этом сообщил в своем блоге мэр Москвы.
Вначале власти города совместно с представителями общепита провели эксперимент по созданию точек, «свободных от ковида», который признали успешным и решили распространить на все рестораны и кафе. Теперь посещать заведения общественного питания смогут только посетители, имеющие защиту от заболевания: прошедшие вакцинацию; переболевшие COVID-19 в течение последних 6 месяцев; либо имеющие отрицательный ПЦР-тест, действительный в течение 3 дней. Пройти ПЦР-тестирование необходимо в одной из лабораторий города Москвы, передающих сведения в систему ЕМИАС.
Наличие защиты от коронавируса подтверждается специальным QR-кодом. Никакие бумажные справки или сертификаты приниматься не будут. Предприятия общественного питания, не выполняющие эти требования, смогут работать только на вынос или доставку.
Екатерина Пичугина
По материалам: “Московский комсомолец”