«Ведомости»: донастройка налоговой системы может дать бюджету 400 млрд рублей в год

Донастройка налоговой системы может принести в бюджет дополнительно 400 млрд рублей в год. Их источниками называют горно- и нефтедобывающие компании, акцизы, изменения налогообложения для богатых и другие меры

Донастройка налоговой системы может принести в бюджет 400 млрд рублей поступлений дополнительно ежегодно в 2022-2024 году. Такая сумма дополнительных поступлений обсуждалась на заседании бюджетной комиссии правительства 1 июля, сообщают «Ведомости» со ссылкой на высокопоставленного федерального чиновника и двух собеседников, близких к правительству и знакомых с ходом обсуждения.

По словам собеседников газеты, более 100 млрд рублей должно дать повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для металлургии. Высокопоставленный федеральных чиновник отметил, что налоговая нагрузка будет распространена в том числе на добычу драгоценных металлов. В прошлом году они не попали под повышение НДПИ. Корректировка и расширение налога на дополнительный доход (НДД) для нефтедобычи может принести около 90 млрд рублей. Система уплаты акцизных сборов за счет улучшения администрирования и введения новых акцизов может дать бюджету еще около 100 млрд рублей. В частности, под акцизы могут попасть некоторые виды алкоголя и сахаросодержащие напитки. Еще до 100 млрд рублей планируется получить за счет изменений налогообложения состоятельных россиян и других мер. Собеседники газеты отметили, что решений на заседании комиссии не принималось, а сама концепция была представлена в общих чертах. По словам одного из источников, теперь важно, что и в каком виде войдет в протокол. Детализация будет зависеть от того, какие поручения даст правительство, уточнил он. Собеседник отметил, что повышение налогов по всем четырем направлениям вряд ли возможно, к тому же, вероятно, что оно будет сопровождаться преференциями за вклад в экономику. Другой, близкий к правительству источник добавил, что обсуждавшийся на заседании бюджетной комиссии комплекс мер — эт лишь одна из частей, которая может войти в проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина на следующие три года. Этот документ предваряет и образует основу для составления проекта бюджета и необходимых для него законопроектов.

Представитель Минфина заявил газете, что «говорить о конкретных бюджетных параметрах на ближайшую трехлетку сейчас преждевременно». «На прошедшем заседании бюджетной комиссии обсуждались в основном вопросы, связанные с доведением базовых бюджетных ассигнований. Это стандартный этап бюджетного процесса», — сказал он. Представитель Минэкономразвития сообщил, что на заседании бюджетной комиссии обсуждались вопросы обеспечения сбалансированности бюджета. Он добавил, что в министерстве не разделяют фронтального сокращения госрасходов без предварительного анализа и не видят необходимости в ужесточении бюджетной политики. На фоне восстановления экономики макроэкономические показатели будут улучшены, что послужит базой для повышения оценки доходов бюджета, сказал собеседник «Ведомостей». Источники газеты отметили, что комплекс мер по донастройке налогов рассматривался в контексте поиска источников финансирования для расходов бюджета в 2022 году. Обсуждалось, к примеру, каким образом обеспечить деньгами так называемые стратегические инициативы правительства. Федеральный чиновник добавил, что фактически речь шла о том, «находим ли мы дополнительные доходы на эти инициативы, отказываемся от их части или секвестируем уже утвержденные расходы бюджета в составе других направлений». Новая стратегия социально-экономического развития предполагает работу над проектами по пяти крупным блокам: «Новая высокотехнологичная экономика», «Агрессивное развитие инфраструктуры», «Новый общественный договор», «Клиентоцентричное государство», «Национальная инновационная система». В лонг-лист входило 125 проектов общей стоимостью несколько десятков триллионов рублей с учетом частных инвестиций, в список отобранных Министерством экономического развития вошло 38 инициатив за 5,6 трлн рублей, которые сейчас дорабатываются с участием деловых объединений и экспертов, писали «Известия» со ссылкой на источники.

«Многие из упомянутых фискальных инициатив уже обсуждались, но в комплексе это выглядит как «фронтальное повышение налогов» — если до кого-то не добрались в 2021 году, доберутся в 2022-м, отметил президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. По расчетам Vygon Consulting, доля валовых налогов (НДПИ и таможенной пошлины) в выручке российских нефтегазовых компаний варьируется от 40 до 60%, а горнорудных – одна из самых низких по отраслям и не превышает 8%. Данные публичной финансовой отчетности крупнейших компаний отраслей за 2020 год, отмечает заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александра Широва, показывают, что доля налогов в финансовом результате нефтяных компаний составляет в среднем 87% («Роснефть» – 87%, «Лукойл» – 85%, «Газпром нефть» – 86%), в газовой отрасли – 66% («Газпром» – 68%, «Новатэк» – 54%), в горнорудной и металлургической отрасли – 18% («Норникель» – 15%, «Мечел» – 23%, НЛМК – 19%), в отрасли добычи драгоценных металлов и алмазов – 27% («Алроса» – 38%, «Полюс Золото» – 19%), в банковском секторе – 25% (Сбербанк – 23%, ВТБ – 16%). Широв отметил, что доходность компаний этих отраслей несопоставима: средняя рентабельность EBITDA за прошлый год по нефтяным компаниям – 16%, в газовой отрасли – 22%, в горнорудной и металлургической отрасли – 34%, в отрасли добычи драгоценных металлов и алмазов – 59%, в банковском секторе – 39%.

В 2020 году, в частности, в 3,5 раза были увеличены ставки НДПИ для предприятий черной и цветной металлургии, а также производителей удобрений. Был пересмотрен режим НДД для нефтяной отрасли – в том числе, временно повышен НДПИ по ряду месторождений, отменены некоторые льготы на добычу энергоресурсов. Металлургические и химические проекты, запущенные с применением соглашений о защите и поощрении капиталовложений, вывели из периметра повышения НДПИ, а из планов корректировки НДД исключили определенные группы месторождений. Кроме налогов на крупный бизнес в прошлом году повысили ставки НДФЛ на доходы богатых россиян — до 15% при условии, что годовой заработок превышает 5 млн рублей, и ужесточили условия по выводу капиталов за рубеж. В июне 2021 году правительство утвердило повышение пошлины на экспорт черных и цветных металлов до конца года. Это позволит собрать в бюджет дополнительно около 160 млрд рублей. Вслед за повышением таможенной пошлины металлургам планируют увеличить НДПИ либо налог на прибыль, 1 июля министр экономического развития Максим Решетников подтвердил готовящиеся изменения налоговой системы для металлургов в 2022 году.

Президент Союза производителей алкогольной продукции Игорь Косарев отметил, что любое повышение цен на алкоголь приводит к росту нелегального рынка, в связи с чем ухудшается положение легальных производителей. По его данным, в 2020 году  нелегальный оборот составлял около 32% потребляемого крепкого алкоголя. По мнению же директора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадима Дробиза, увеличение акциза на размер инфляции незначительно влияет на цену и потому нормально воспринимается потребителями легальной продукции.

Вряд ли существующий режим НДД для нефтяной отрасли будут ужесточать, считает партнер КПМГ Виктория Тургенева, скорее его расширят и переведут на этот вид налога те месторождения, которые раньше получали льготы по НДПИ. Преференции по выработанным месторождениям и для сверхвязкой нефти уже отменили с 2021 году, напомнила она. Сам по себе режим налога на дополнительный доход — более верный механизм для добычи энергоресурсов и постепенное расширение его периметра правильно, сказала директор практики «Госрегулирование ТЭК» Vygon Consulting Дарья Козлова. Очевидный факт, что нефтяная отрасль функционирует в постоянно ухудшающихся фискальных условиях, завершение налогового маневра привело к тому, что НПЗ вынуждены сокращать маржу для сдерживания цен на топливо на внутреннем рынке, считает управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева. Демпфер, призванный компенсировать нефтяникам потери при продаже моторного топлива, на практике не выполняет своих функций из-за необходимости постоянных корректировок, сказала она.

Сергей Мингазов

По материалам: “Forbes”

Ранее

Бремя действия

Далее

Правительство отказалось вводить налог на роскошь

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru