Как Москва превращает недострои в прибыльные инвестпроекты
Шесть новых индустриальных кварталов появится в Москве на месте долгостроев. Заброшенные более чем на 15 лет стройки превратятся в 195 тысяч квадратных метров общественно-деловых пространств, которые будут приносить в казну города 3 млрд рублей ежегодно. Об этом сообщил вице-мэр столицы Владимир Ефимов в ходе Московского урбанистического форума. Эксперты утверждают, что стратегия вовлечения в оборот неиспользуемых городских территорий уже начинает приносить плоды.
Время оживлять стройки
По словам Владимира Ефимова, в четырех округах Москвы — в Центральном, Западном, Северном и Северо-Восточном — выделено свыше 7,7 га под редевелопмент остановленных много лет назад строек.
«В программу включены объекты, которые долгое время считаются недостроем. Планируемый объем инвестиций в реализацию проектов — свыше 21 миллиарда рублей, бюджетный эффект — почти три миллиарда рублей в год. Здесь будет создано около 5 тысяч рабочих мест», — подчеркнул Владимир Ефимов.
Позднее в департаменте инвестиционной и промышленной политики Москвы уточнили адреса новых «Индустриальных кварталов». Так, наконец решится судьба долгостроя в Тимирязевском районе, где строительство полностью остановилось еще 17 лет назад, и в Левобережном, где долгострою уже более 10 лет. Кроме того, избавятся от заброшенных строек Лианозово, Замоскворечье, Пресня и Северный.
Аналитики отмечают: «Индустриальные кварталы» выглядят привлекательными не только с эстетической точки зрения. В освоении «бесполезных» на данный момент территорий, которые всегда нужны в постоянно расширяющейся Москве, скрыты точки экономического и социального роста.
«Проект позволит мегаполису привлечь длинные деньги, запустить высокотехнологичные производства, создать рабочие места с высоким уровнем заработной платы и улучшить инфраструктуру, — считает аналитик ФГ «ФИНАМ» Наталия Пырьева. — Такого рода инициативы от правительства должны существовать в принципе, но в период пандемии и кризиса, когда часть горожан лишились работы и средств к существованию — это большая помощь населению и вклад в будущее города».
Своевременность запуска проектов объясняется тем, что они предполагают появление множества заказов для субподрядных организаций, малого и среднего бизнеса, ИП и самозанятых, задействуют огромное количество работников самой разной квалификации — от дворника до программиста. Это снижает вероятность роста безработицы, угроза которого сопровождает эпидемиологические ограничения.
Парадокс «золотых гектаров»
По оценке научного руководителя Института региональных проблем Дмитрия Журавлева, до 17 % территории Москвы (в старых границах) оказались заняты заброшенными заводами и стройками.
«Возник парадокс: цена земли в столице росла, и на золотых гектарах расположились проплешины недостроев. Дальнейшее развитие города было невозможно без освоения промышленных пустырей. В старой Москве свободных мест почти не осталось, а Новая Москва требует капитала и времени для освоения, поэтому вопрос о ликвидации долгостроев стал одним из самых насущных. Но инвестор в одиночку на решения этой задачи не пойдет: слишком велик масштаб проблем для частного бизнеса», — говорит Дмитрий Журавлев.
Несколько лет назад Москва стала первым регионом, воспользовавшимся инструментом комплексного развития территорий, вступившим в силу с 2017 года. В городе было намечено порядка 120 проектов «индустриальных кварталов» на месте бывших промзон.
Распространение действия этого проекта и на объекты долгостроя – очень удачная находка, считает президент МТПП Владимир Платонов.
«На протяжении нескольких десятилетий город физически не имел возможности убрать недостроенные и заброшенные объекты, строительство которых давно остановилось из-за того, что собственники разорились, исчезли или вступили в бесконечный спор. Как депутат Мосгордумы шести созывов, я помню много таких объектов, представлявших для властей источник постоянной головной боли… Но принятые в конце 2020 года поправки к Градостроительному кодексу ввели главу «Комплексное развитие территорий» и дали возможность ускорения решения и этой застарелой проблемы», — рассказал «Компании» Владимир Платонов.
Нулевой отсчёт
Причем, на появившихся благодаря этому механизму землях возводится не только хорошо продающееся в столице жилье. Как замечает руководитель Аналитического центра ЦИАН Алексей Попов, в последние годы наметился явный перекос в сторону проектов жилого назначения: они стали появляться не только на «привычных» для этого земельных участках, к примеру, на месте промзон или в рамках реновации устаревшей застройки, поэтому к выбору назначения недвижимости нужно относиться внимательно, учитывая востребованность офисных или торговых объектов на рынке, их локацию. А вот привлечь туда застройщиков, по его мнению, вполне возможно: крупным компаниям может быть интересно такое сотрудничество, которое можно будет потом «учесть» при решении рабочих вопросов по земельным участкам под жилье.
В итоге на месте объектов, которые представляли реальную угрозу для инженерной и транспортной инфраструктуры, а порой и источник криминала, появится комплексная, а не точечная застройка. Она будет идти в связке: жилье — транспорт — коммуникации — социальные объекты — рабочие места на современных производствах. Похожим образом строились с нуля многие наукограды.
«То есть исключается проблема новых районов, где жители страдают от отсутствия детских садов, поликлиник, парковок и главное — рабочих мест, и в результате вынуждены постоянно перемещаться в другие районы, усугубляя и без того напряженный трафик. Снимается социальная напряженность», — отмечает Владимир Платонов.
Всего в рамках программы «Индустриальные кварталы» будут осуществлено комплексное развитие территорий общей площадью 1900 га.
«Это открывает окно возможностей для всех желающих инвестировать в Москву, так как потенциал есть, но точек приложения капитала сейчас не хватает», – говорит Дмитрий Журавлев.
«Индустриальные кварталы» такие точки создают: предполагается, что сумма инвестиций будет равна 7 триллионам рублей, а это в свою очередь позволяет планировать рост налоговых поступлений. Общий бюджетный эффект от реализации программы редевелопмента ожидается на уровне 3 трлн рублей.
Анна Орешкина
По материалам: “Компания”