Въезд под кирпич

Как стройки борются с нехваткой рабочих рук

В пандемийный год рынок девелопмента столкнулся с нехваткой рабочих, а программа льготной ипотеки только подстегнула стройку. Застройщики вынуждены повышать зарплаты, однако это почти никак не решает проблему с нехваткой трудовых мигрантов.

Прошло больше года после того, как по распоряжению мэра Сергея Собянина в связи с коронавирусом на несколько недель были приостановлены строительные работы. С тех пор ситуация кардинально изменилась: программа льготной ипотеки подстегнула спрос, и застройщики начинают все новые и новые проекты. Однако трудовые мигранты все еще сталкиваются с ограничениями на въезд в Россию. В итоге от ограничений выиграли обладатели строительных профессий из регионов.

«Дефицит рабочей силы сохраняется, однако он не такой сильный, как во времена локдауна. Возобновление авиасообщения стабилизировало ситуацию на рынке, поэтому мы продолжили самостоятельно привлекать кадры из-за рубежа», — рассказывает руководитель подразделения управления персоналом компании «Брусника» Наталья Гоголина. «В первой половине года движения особо не было, но с весны трудовые мигранты начали прибывать, сейчас приток 1000-3000 человек в день», — подтверждает пресс-секретарь Федерации мигрантов России Кристина Цигуй.

Тем не менее, проблема не решена полностью. «Несмотря на то, что рабочих на наших площадках стало больше, чем в прошлом году (с учетом увеличившихся на 30% объемов строительства), мы все еще нуждаемся в более 2000 рабочих разного профиля, от монолитчиков и каменщиков до отделочников и фасадчиков», — говорит Гоголина из «Брусники». По словам директора по строительству ГК «Гранель» Андрея Зимонова, им не хватает около 30-35% рабочих. В дефиците монолитчики, каменщики, отделочники, разнорабочие, соглашается Зимонов.

«Сейчас у нас на площадках рост численности на 1500 рабочих год к году, это вызвано технологическим циклом работ, но для выполнения наших целей не хватает еще 20% строителей», — об аналогичной ситуации рассказывает управляющий директор компании «Самолет» Андрей Иваненко.

Данные кадровых агентств рисуют схожу картину. Так, по информации управляющего директора «Авито Работы» Артема Кумпеля, за последние два года прирост количества вакансий в сфере строительства составил 130%. Активность соискателей также растет, но менее значительно — интерес кандидатов увеличился на 20% и 50% по сравнению с аналогичным периодом 2020-го и 2019-го. «В частности, разнорабочих в этом году стали искать на 190% чаще, чем в прошлом году, прорабов — на 100%, строителей — на 70%, монтажников — 65%. Самой востребованной профессией в сфере строительства среди соискателей стал разнорабочий, на подобные вакансии откликались на 40% чаще, чем в прошлом году», — говорит Кумпель.

Помимо оттока мигрантов, дефициту способствуют снижение количества трудоспособного населения наряду с нарастающими объемами строительства, подчеркивает Кумпель. «На фоне пандемии уменьшилась и внутренняя миграция. Совместно с центрами занятости мы смотрим на сложившуюся ситуацию и понимаем, что в стране откровенный дефицит рабочей силы», — констатирует он.

По данным HeadHunter, профессии в сфере строительства входят в топ самых востребованных по итогам первого полугодия 2021-го. По данным Банка данных заработных плат hh.ru, средняя фактическая зарплата в секторе «Строительство, недвижимость, эксплуатация, проектирование» в первом полугодии 2021-го составила 89 000 рублей, что на 2% выше, чем в первом полугодии 2020-го. Конкуренция за рабочее место в строительстве за два последних года снизилась почти в два раза: в июне 2019-го на одну вакансию приходилось три резюме, в июне 2021-го — показатель опустился до 1,8.

«Не могут оплатить билеты»

По данным МВД, в первые пять месяцев 2021 года иностранными гражданами было оформлено около 540 000 патентов на работу, год назад (учитывая допандемийные январь и февраль) — 585 000. По данным Федерации иигрантов России (ФМР), общее количество находящихся сейчас в стране иностранцев — около 10 млн человек.

Несмотря на возобновления авиасообщения с рядом стран СНГ, границы пропускают меньшее количество иностранных граждан. Из Узбекистана и Таджикистана запущены только два регулярных рейса в неделю, билеты на них, по данным Aviasales, раскупают за несколько недель. По данным Туту.ру, поток авиапассажиров из Узбекистана, Молдавии и Азербайджана в годовом выражении снизился на 6-8%, из Белоруссии на 34%, из Казахстана и Таджикистана примерно на 65%. Только из Армении продажи билетов выросли на 63%, из Киргизии — на 95% (границы с Арменией открылись в феврале 2021 года, с Киргизией — еще в марте 2020 года, но рейсов из-за пандемии было мало, в этом году их число увеличилось).

По данным аналитического центра сервиса поездок и путешествий Туту.ру, средние чеки за перелет в Россию из Киргизии и Узбекистана выросли — в два с половиной раза, из Таджикистана и Казахстана — в три раза, из Молдавии — в полтора раза, из Армении, Азербайджана и Белоруссии — примерно в два раза. И во втором квартале по отношению к первому средний чек на поездки из Армении и Таджикистана снизился на 40%, из Белоруссии — на 30%, из Киргизии — на 15%, из Молдавии — на 10%, из Азербайджана — на 5%, то из Казахстана — рост на 6%, а из Узбекистана — на 25%.

Фото Доната Сорокина / ТАСС

«Многие мигранты уехали с неоплаченными или с частично неоплаченными трудовыми контрактами. Им физически тяжело вернуться. Во-первых, они стали меньше доверять работодателям, во-вторых, они не могут оплатить билеты. В Узбекистане продажу билетов сократили, поэтому стоимость может доходить до 60 000 рублей за билет, для них это неподъемные деньги», — говорит управляющий партнер «ВекторСтройФинанс» Андрей Колочинский.

«Из Белоруссии, Киргизии, Казахстана, Армении, а также Азербайджана рабочим въехать проще. Однако Таджикистан и Узбекистан, наиболее крупные рынки трудовых услуг, пока во многом закрыты для российских строительных компаний. И профессиональные саморегулируемые организации пытаются в переговорах с правительством снять эти ограничения с Душанбе и Ташкента», — рассказывает Зимонов.

«Рост на 10% за месяцы»

Застройщики приспособились к нехватке рабочих и выработали механизмы, позволяющие восполнить нехватку. В первую очередь они привлекают рабочих более конкурентными зарплатами. «Мы платим больше, чем конкуренты, и у нас нет нехватки рабочих на объектах. Средняя зарплата строителей за последние несколько месяцев увеличилась на 10-15%», — говорит президент ГК «Основа» Александр Ручьев. По словам Зимонова из «Гранели», услуги рабочих подорожали на 20-25%. Иваненко отмечает рост от 10% до 25% в зависимости от специальности. Директор по персоналу «ДСК-1» Оксана Коровкина заметила, что даже в их компании, не испытывающей дефицита, пришлось чаще проводить мониторинг, чтобы держать среднюю зарплату на уровне рыночной и не терять сотрудников. «Раньше мы проводили обзоры уровня заработных плат раз в квартал, теперь каждые две недели. За период пандемии мы неоднократно встречались с ситуациями существенного роста зарплатных ожиданий кандидатов в коротком периоде», — делится Коровкина. «Живем на одном уровне цен — и вдруг за месяцы по какой-нибудь специальности средняя зарплата растет на 10%», — говорит представитель HR в крупной строительной компании.

Подрядные организации активно привлекают рабочих из российских регионов. «Компании размещают рекламные объявления на местных телеканалах, в газетах, в маршрутных такси. При этом география самая разнообразная, в сфере интересов крупных компаний — большинство регионов страны», — говорит Зимонов. На строительных объектах «Гранели» до 70% — рабочие из российских регионов.

«В «Бруснике» созданы собственные производственные подразделения, выполняющие критически важные виды работ. Они обеспечены необходимыми человеческими и материальными ресурсами. К тому же, для наших подрядных организаций действует межрегиональная программа в Тюмени, Новосибирске, Екатеринбурге и Москве. Благодаря ей мы можем перераспределять кадры и предлагать подрядчикам контракты в разных городах», — говорит Гоголина.

По мнению Артема Кумпеля, до 2025 года ситуация с нехваткой работников на строительном рынке будет только обостряться. Это обусловлено и серьезными демографическими проблемами страны — старением населения и снижением рождаемости. «С этим ничего нельзя сделать — это объективная реальность, с которой нужно учиться работать», — пессимистично заключает Кумпель.

«Строительный рынок труда, как и рынок труда в принципе, догоняет демографическая яма — 20 лет назад уровень рождаемости был критически низким. Тогда же, в нулевых, в связи с падением престижа рабочих профессий практически исчезли учебные заведения среднего профессионального образования (СПО). Сегодня ситуация в сфере СПО в строительстве выправляется, но большинство таких учебных заведений ориентированы на массовый выпуск специалистов в области проектирования, архитектуры и т.п., и в меньшей степени кадров массовых профессий, не ориентируясь на потребности работодателей отрасли, которые в свою очередь не готовы брать специалистов в области проектировании, как пример, без высшего образования. Усугубляется проблема нежеланием выпускников учебных заведений поступательно развиваться в профессии — пройти все этапы пути от рабочей профессии. Выпускники приходят на стройку и сразу хотят управлять процессом строительства», — комментирует Оксана Коровкина.

«Внутренние трудовые ресурсы давно не в состоянии удовлетворить постоянно растущий спрос на кадры в строительстве из-за несовершенства и низкой привлекательности системы среднего профессионального образования у молодежи и общей непопулярности тяжелого физического труда», — заключает руководитель службы исследований hh.ru Мария Игнатова.

Рузана Малина

По материалам: “Forbes”

Ранее

20 богатейших жен и мужей госслужащих — 2021

Далее

Посол Италии надеется на скорейшее одобрение «Спутника V» европейским регулятором

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru