Как химичат в Волгограде

Рейдеры наживаются на гибели одного из крупнейших предприятий региона ВОАО «Химпром».

678

Когда-то этот завод был одним из флагманов химической индустрии – оборонные заказы, рекордные объемы производства, первые строчки в списках основных налогоплательщиков Волгоградской области. Сегодня ВОАО «Химпром» напоминает умирающее животное, над которым кружит стая стервятников. Еще с 2009 года на предприятии введено конкурсное производство, однако финансовым оздоровлением здесь и не пахнет. Под руководством команды «эффективных менеджеров» «Химпром» доведен до других рекордов: восьмимиллиардного долга перед энергетиками, и перспективой отключения от сетей «Газпрома».

Не верь глазам своим

Впрочем, даже поверхностный анализ работы предприятия говорит о том, что и государство, и кредиторов просто водят за нос. Вот уже пять лет, под стоны о неплатежеспособности на «Химпроме» ведется активная коммерческая деятельность. К примеру, производство хладона с 2011 по 2013 год выросло на 100%, а ведь оно на заводе одно из наиболее рентабельных. За этот же период втрое выросли и показатели выпуска уникального продукта «Перхим». Лента новостей на сайте «Химпрома» непрерывно рапортует о наращивании выпуска отдельных видов продукции и о расширении географии экспорта. Список можно продолжать долго, поэтому закономерен вопрос: почему же активно производящий, а, следовательно, и торгующий завод так прочно обосновался в долговой яме? Кому это выгодно?

Все очень просто – нынешний менеджмент «Химпрома» выбрал стратегию, которую в деревнях называют «выдоить корову до-смерти». Химическое производство одно из наиболее энергоемких, и на вывод предприятия из кризиса с учетом всех положенных выплат за энергоресурсы (газ и электроэнергию) ушли бы долгие годы. Гораздо проще уже сегодня выкачивать из завода всю прибыль до копейки, шантажируя и федеральные, и региональные власти его закрытием.

При этом хитроумные «оздоровители» «Химпрома» прекрасно понимают: реальная остановка предприятия – дело долгое и политически непопулярное. По оценкам специалистов, на консервацию завода может уйти не менее двух лет, причем масса вопросов экологического характера так и останется нерешенными. К примеру, как и за чей счёт разбираться со старым «отстойником» завода, который в народе прозвали «белым морем»?   Кстати, под ликвидацию «Химпрома» и расчистку «Белого моря» Минпромторг планирует выделить 11 млрд. рублей – может быть это один из секретов такого стремления к закрытию предприятия – не каждому дается в жизни шанс «распилить» такую сумму.

«Белое море», шламохранилище «Химпрома»

К тому же, сейчас на «Химпроме» работает около пяти тысяч человек, а после остановки Волгоградского алюминиевого завода социальные последствия таких инцидентов воспринимаются властью особенно болезненно. Словом, расчет менеджмента предприятия элементарный: мы будем присваивать доходы, а от кредиторов нас спасет сердобольное государство. Которое, кстати, тоже остается в дураках, потому что теряет налоговые поступления  – сегодня картотека по этим платежам составляет более 1 млрд. рублей.

Когда трубы горят

Но прибыль мало присвоить – нужно еще создать иллюзию, что даже на частичное покрытие долгов её, ну, никак не хватает. Для этого нынешнее руководство ВОАО «Химпром» создало собственную «прачечную», состоящую из нескольких фирм-прокладок. Схема стара как мир – у афиллированных структур по завышенным ценам закупается сырьё, а затем следует продажа продукции по заниженным ценам, опять-таки, «своему» трейдеру. Именно так менеджмент завода работает, к примеру, по натру едкому – одному из наименований «химпромовской» номенклатуры – расхождение с реальными рыночными ценами составляет сто, а то и двести процентов. Вся прибыль оседает в фирмах-прокладках, а сам завод продолжает наращивать кредиторскую задолженность, которая сегодня превышает уже 10 млрд. рублей – по сути, эти деньги просто украдены.

Впрочем, ради увеличения своих тайных доходов управленцы завода шли и на более откровенную уголовщину.  Всем известно, что «Химпром» относится к объектам «первой категории опасности». Этот факт менеджмент предприятия очень любит использовать в борьбе с кредиторами. Как только те пытаются призвать руководство «Химпрома» к маломальской порядочности, управленцы сразу вспоминают об особом статусе предприятия и начинают угрожать: рвануть может так, что мало не покажется и Кировскому району, и Волгограду в целом.

Всё это действительно так. Не случайно бывший конкурсный управляющий «Химпрома» Юрий Петрущенков писал в своей докладной главным акционерам предприятия от 14.11.2013 г.: «Если облако хлора накроет Волгоград, число жертв будет идти на десятки, если не на сотни тысяч».

рис1  рис2

[highlight] Служебная записка в адрес акционеров ВОАО «Химпром» от конкурсного управляющего Петрущенкова Ю.М.[/highlight]

Казалось бы, при такой угрозе нужны экстренные меры предосторожности.  Но есть неопровержимые доказательства того, что для перекачки ядовитых жидкостей на завод закупались трубы с поддельными сертификатами  качества. Попросту, липовые, сваренные в любом китайском подвале. Этот факт уже подтвердили на предприятиях, указанных в закупочной документации: Челябинском, Синарском и Первоуральском трубопрокатных заводах.

рис3  рис4

[highlight]Служебная записка о махинациях с сертификатами от лица директора по снабжению и сбыту ВОАО «Химпром» А.А. Рыжонкова[/highlight]

рис5  рис6

[highlight]Переписка директора по снабжению и сбыту ВОАО «Химпром» с официальным поставщиком труб ОТК ЧАО «Сентравис Продакшн Юкрейн» Крыловым С.Ю.[/highlight]

Правда переписку эту очень быстро замяли и «китайская» стройка по мега-российским ценам – почти на 2 млн. выше рыночных цен – так и осталась тайной для  акционеров. Использование «левых» материалов – это большой риск, ведь почти каждый из производимых на «Химпроме» продуктов чреват гибелью людей. Но разве это важно, когда речь идет о прибыли? Ведь кроме завышенной цены на трубы эти «интересные» управленческие шаги аукнулись «Химпрому» дополнительным  ущербом в размере 4,5 млн.

Профессия – член

Если вспомнить классику, среди прочих предприятий подпольного миллионера Корейко значилась химическая артель «Реванш». Когда кредиторы компании пришли проверить, как тратятся их деньги, из всего менеджмента они обнаружили только заплаканного мальчика с ведром в руке. На ВОАО «Химпром» тоже есть свои «мальчики для битья», которые, в случае чего, ответят за всё.

В той же декабрьской докладной Юрий Петрущенков дословно пишет следующее: «В случае экологической или социальной катастрофы юридическая ответственность будет лежать на арбитражном управляющем и директоре ВОАО «Химпром» – им придется сесть в тюрьму». И недвусмысленно дает понять, что реальные решения о судьбе завода принимаются совсем другими людьми.

Так кто же эти таинственные кукловоды? Первого «химика» заваренной на «Химпроме» криминальной каши зовут Кирилл Федоров, и он представляет в совете директоров предприятия главного акционера.

[highlight]Кирилл Федоров, начальник службы финансового оздоровления предприятий ГК «Ростехнологии»[/highlight]

Впрочем, догадываются ли в госкорпорации «Ростех», что творит их представитель, нужно еще разобраться. Причем, волгоградский завод далеко не единственный, который «оздоравливает» г-н Федоров. В списке предприятий, в советах директоров которых он членствует, более двадцати наименований: от концерна «Калашников» до НПО «ЛУЧ». По свидетельству источников из бывшего и нынешнего менеджемента «Химпрома», именно Федоров является разработчиком стратегии, которая сегодня уничтожает завод.

Кстати, Кирилл Федоров защитил диссертацию на тему «Развитие механизмов формирования подрядных договоров и размещение заказов на строительство объектов для государственных нужд в Российской Федерации». Не о махинациях ли именно в этих сферах работы завода мы писали выше?

Вторая личность, ответственная за нынешнее состояние дел на «Химпроме» – некто Владимир Петров, правая рука и соратник Федорова.

Он интересен не только бурной рейдерской биографией, но и тем, что его имя тесно связано с именем Бориса Березовского. К примеру, в качестве сотрудника консалтинговой фирмы Петров участвовал в поглощении Красноярского алюминиевого завода, возглавлял исполком созданной БАБом партии «Кедр», принимал участие в переговорах по покупке олигархом издательского дома «Коммерсант», и, кстати, участвовал в банкротстве еще одного химического гиганта – ОАО «Бор». Интересно, что его называли «теневым хозяином» БОРа, в точности как сейчас их с Федоровым называют теневыми хозяевами «Химпрома».

Частью этой дружной команды являются и менеджеры СРО НАУ «ДЕЛО», которая поставляет эффективных управленцев «Химпрому»: Петрущенков, Шемигон и т.п. Ну а то, что управленцы эти эффективны вовсе не для завода, а для узкого круга лиц – это история пытается умолчать. Кстати, Арсен Мирзоев, верный товарищ Шемигона, работающий на ВОАО «Химпром» в должности помощника конкурсного управляющего, еженедельно отвозит в Москву 3-5 млн. рублей. Уж не благодарность ли это в адрес СРО «ДЕЛО»?

Похоронную команду вызывали?

Судя по статистике работы ВОАО «Химпром» на начало 2014 года, сегодня оба подельника уверенно держат курс на полное уничтожение вверенного им предприятия. Казалось бы, зачем рубить курицу, несущую хозяевам золотые яйца? Но насквозь криминальный «проект «Химпром», в том виде, в котором его создали Федоров и Петров, и так обречен на уничтожение.

Против Юрия Петрущенкова уже возбуждено уголовное дело по ст.177 УК РФ (злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности) – «мальчика для битья» все-таки использовали по назначению. По прогнозам экспертов, не за горами возбуждение еще нескольких дел. Из всего этого понятно, что долго команде «эффективных управленцев» не протянуть. Стало быть, и производством заниматься им больше неинтересно.

В результате, на смену управляющему Петрущенкову, который хоть как-то боролся за живучесть своей «лодки», пришел некто Виталий Шемигон, при котором завод окончательно деградирует. Говорят, за свою карьеру этот специалист попытался вывести из кризиса около 140 предприятий. А о его профессиональных успехах можно судить по двум фактам. Когда, под руководством Петрова и Федорова, господин Шемигон занимался судьбой нижегородского ОАО «Заря» (кстати, это тоже химики), его зам Борис Головин  был задержан за взятку в размере 850 тысяч рублей. Как выяснилось, он собирал мзду с бизнесменов, которые желали прикупить по дешевке что-нибудь из имущества «Зари». К самому Шемигону у органов тоже есть претензии – по сообщению прокуратуры Ростовской области он занижал цены при реализации имущества ОАО «Строительное управление Северо-Кавказского военного округа». В общем – проверенный кадр!

Судя по профилю этого мастера «распродаж», команда Федорова-Петрова готовит многострадальному «Химпрому» такую же участь. Видимо поэтому объемы производства в последние три месяца и упали ниже плинтуса. Только за декабрь выпуск хлорного железа рухнул на 46%, карбида кальция – на 33%, хлорпарафина – на 90% и т.д. В свою очередь, резкое падение выручки не позволило вовремя рассчитаться за газ, и вот уже «Газпром» грозит предприятию полной остановкой производства . Интересно, премируют ли Федорова и Петрова за такое оздоровление?

Даже если бонусов не будет, расстраиваться парням не стоит – Россия большая, банкротить, слава Богу, есть кого. Жалко только город-герой Волгоград, который останется у химической помойки с массой социальных проблем.

Илья БОГДАНОВ

Ранее

Полковник МВД Жанна Ожимина подала рапорт на увольнение из-за выложенного в Сеть ролика с избиением

Далее

В Госдуме намерены сделать порядок присоединения новых субъектов к России проще

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru