Почему Россия оказалась к этому не готова?
Пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения только усугубили проблему глобального голода. Уже сейчас десятки миллионов человек находятся на грани голодной смерти. Ситуация усложняется резким ростом стоимости продовольствия по всему миру — цены на продукты питания недавно превысили десятилетний максимум. Подспорьем в сложившейся ситуации могло бы стать искусственное мясо. Растительные бургеры уже продаются в магазинах и входят в меню популярных ресторанов, однако всерьез потеснить традиционное мясо искусственные заменители пока не могут: мешают высокие цены, низкая популярность и сомнительная экологичность. Веганское навязывание — в материале «Ленты.ру».
Спасительный заменитель
Десятки миллионов людей на всей планете оказались на грани голода, констатировала ООН. На пороге голодной смерти уже находятся жители Йемена, Южного Судана и севера Нигерии. Однако проблема так же актуальна для Афганистана, Сирии, Ливана и Гаити. Всего 34 миллиона человек стоят «в одном шаге от голодной смерти».
Причем последствия пандемии коронавируса только усугубляются на фоне природных бедствий, изменения климата и проблем в сельском хозяйстве. Все это грозит миру беспрецедентной нехваткой еды. За последний год количество людей, умирающих от голода, выросло в шесть раз. Смертность от этой причины уже превысила показатели COVID-19. В настоящее время от критического отсутствия продовольствия по всему миру страдают 155 миллионов человек, что на 20 миллионов больше, чем годом ранее. Причем в ближайшие десятилетия проблема голода продолжит усугубляться — глобальная инфляция и проблемы с цепочками поставок привели к рекордному с 2011 года росту цен на продовольствие.
В такой ситуации человечеству необходимо искать альтернативные источники пропитания, на помощь может прийти искусственное мясо. Более того, отказ от мяса поможет решить сразу две проблемы: голода и загрязнения окружающей среды, ведь на животноводство приходится около 14,5 процента всех выбросов парниковых газов — больше чем от всего транспорта планеты.
Искусственное мясо появилось в меню мировых сетей фастфуда несколько лет назад. Его основные производители — это Impossible Foods и Beyond Meat. Сейчас мясо из растительных компонентов набирает большую популярность. По данным Allied Market Research, ежегодно рынок искусственного мяса растет на 8,4 процента; к 2026 году он составит порядка 8,1 миллиарда долларов. По оценкам Euromonitor, к 2023 году рынок заменителей мяса составит 2,5 миллиарда долларов. Такими темпами 10 процентов мяса в мире в ближайшие 10 лет будет искусственным.
Производители «немяса» привлекают сотни миллионов инвестиций и бьют рекорды на IPO. К примеру, американская Beyond Meat привлекла от инвесторов 550 миллионов долларов, в нее вложились в том числе миллиардер Билл Гейтс, актер Леонардо Ди Каприо и бывший гендиректор McDonald’s Дон Томпсон. Выход компании на биржу стал триумфальным. Акции, размещенные по 25 долларов за штуку, за день подорожали более чем вдвое, а капитализация компании таким образом достигла 3,4 миллиарда долларов (на 2019 год). Сейчас она составляет 9,49 миллиарда долларов. Фирма не стала останавливаться на говяжьих котлетах и научилась производить экологически безвредную курятину, сосиски и колбасу. Изначально фирменное мясо поставляли в супермаркеты, а позднее — в сети фастфуда (T.G.I. Fridays, Carl’s Jr., Target, Bareburger, Del Taco и KFC). В настоящее время на Beyond Meat приходится 13 процентов рынка растительного мяса в США.
Идею с растительным мясом подхватили и другие производители. Например, Impossible Foods из Кремниевой долины сделали ставку на ГМО: основные ингредиенты вычленяются из пшеницы и картофеля, а затем щедро сдабриваются «соусом» из генно-модифицированной сои, которая и отвечает за вкус. Своей главной целью компания назвала привлечение любителей мяса, а не стремление накормить вегетарианцев, чтобы помочь сократить негативное влияние говядины на окружающую среду.
Фирма готовится выйти на биржу и надеется в ходе IPO привлечь по крайней мере 10 миллиардов долларов. Impossible Foods изначально позиционировала свое мясо как элитную еду, которую можно попробовать только в ресторанах. Но ставка не сыграла, и фирме пришлось пересмотреть приоритеты, цены снизили, а мясо стали продавать в заведениях попроще.
Еще один известный производитель — компания Memphis Meats. Фирма не производит искусственное мясо, птицу и рыбопродукты, как конкуренты, а выращивает реальное мясо животных в лабораториях. Инвесторы вложили в Memphis Meats уже больше 180 миллионов долларов — среди них миллиардер Ричард Брэнсон и тот же Билл Гейтс.
Израильская Future Meat открыла первую в мире фабрику культивированного мяса. Предприятие способно ежедневно производить 500 килограммов курятины, свинины и баранины, что эквивалентно примерно 5 тысячам бургеров, в будущем планируют наладить и производство говядины. Компания растит мясо из клеток животных в биореакторах. По заверениям фирмы, во время производства культивируемого мяса выбрасывается на 80 процентов меньше парниковых газов, используется на 99 процентов меньше земли и на 96 процентов меньше пресной воды, чем при традиционном производстве мяса.
Серьезные недоработки
Производство традиционного мяса наносит серьезный урон экологии. По данным Минсельхоза США, для производства одного фунта говядины (0,45 килограмма) требуется больше тысячи литров воды. Кроме того, выращивание скота ради мяса и молока истощает сельскохозяйственные угодья. Около трех процентов выбросов парниковых газов в США образуется из метана, выделяемого коровами. Хоть производители искусственного мяса и заявляют, что «немясные» котлеты не требуют столько воды и в целом более экологичны, на деле это может оказаться совсем не так.
Ученые из Оскфорда поставили под сомнение пользу заменителей мяса для окружающей среды и пришли к выводу, что выращивание мяса в лабораториях может даже усугубить глобальное потепление. Для производства искусственного мяса необходима энергия, для выработки которой в основном все еще используется ископаемое топливо. Если мясные фабрики будущего будут работать на нефти и угле, то долговременные последствия для климата будут хуже, чем от традиционного животноводства. Иными словами, все упирается в необходимость развивать зеленую энергетику.
Более того, пока ни один из стартапов по выращиванию мяса в пробирке не приступил к масштабному коммерческому производству, так что оценить их реальный вклад в климатические изменения невозможно. В любом случае быстрого перехода на зеленую энергетику не ожидается, так что это, скорее всего, не поможет снизить выбросы парниковых газов от производства искусственного мяса.
Немало вопросов вызывает и безопасность готовой продукции. В частности, Impossible Foods критикуют из-за главного ингредиента в растительном мясе — «гема», который придает ее продуктам «вкус мяса». Фермеры посчитали доказательства безопасности продукта неубедительными и судились с фирмой, но суд встал на ее сторону.
«Гем» отличает Impossible Foods от конкурентов вроде Beyond Meat, которые заявляют, что не используют ГМО. В продукте он выступает как ароматизатор и краситель одновременно, который придает красноватый цвет и металлический привкус за счет содержания железа. Естественный гем можно получить из крови и мышечных волокон, а именно гемоглобина и миоглобина. Причем независимых тестирований гема на безопасность для питания людей не проводилось — все исследования делала сама Impossible Foods.
Сила привычки
В Россию искусственное мясо пришло в 2019-м, инициатором появления продукта в ресторанах называют основателя холдинга White Rabbit Family Бориса Зарькова. Первым в страну пришел Beyond Meat. Сейчас искусственное мясо продается в торговых сетях разных ценовых категорий: от «Азбуки Вкуса» до «Перекрестка».
Выбор продукции пока невелик: котлеты для бургеров по 1299 рублей за две штуки и сосиски, которые стоят 1599 рублей за 4 штуки, а готовый бургер весом чуть больше килограмма обойдется уже в 4698 рублей.
Рестораторы пока тоже не в восторге от нового продукта. «Я вообще не понимаю, зачем нужно искусственное мясо как таковое. Говорят, это поможет сберечь коровок и бычков. Ну в таком случае надо беречь еще и овец, и уток, и кур, чтобы без дискриминации», — говорил Аркадий Новиков. Он уверен, что искусственное мясо если и получит массовое распространение в России, то нескоро. Исполнительный директор ресторанной группы компаний «354» Глеб Марач посчитал, что в России «немясу» будет сложно. «Русские люди привыкли есть настоящее мясо. Если человек пришел в ресторан и готов заплатить 3000-4000 рублей за качественную говядину или еще больше за деликатесное мясо, к примеру, вагю, то он хотел бы съесть настоящую говядину, а не ее суррогат, пусть и экологично-футуристичный», — сказал он.
Но потребители их мнения не разделили. По оценке аудиторской компании Deloitte Consulting, около 47 процентов жителей России в возрасте от 16 до 40 лет готовы есть мясо на растительной основе. В 2020-м россияне съели искусственного мяса на 2,6 миллиарда рублей, всего 0,7 процента от европейского потребления. Это ничтожно мало по сравнению с рынком натурального мяса, который в 2019 году оценивался в 2 триллиона долларов.
2,6
миллиарда рублей
россияне потратили на искусственное мясо в 2020 году
Однако пока массовые потребители покупают искусственное мясо просто ради новых ощущений. «Интерес аудитории к растительному мясу достаточно стабильный, резкого роста спроса пока нет. Новые игроки продолжают появляться, молодой и динамичный рынок, но пока совсем небольшой», — признал категорийный менеджер сети «Азбука вкуса» Дмитрий Илюкевич.
В России появились и собственные бренды искусственного мяса. Разработкой такой продукции, например, занялась компания «Эфко», в производство вложили 4 миллиарда рублей. Рынок сбыта в России очень глубокий, и инвестиции должны окупиться, понадеялся генеральный директор «Эфко Инновация» Андрей Зюзин. Производитель обещает, что по вкусу продукт будет таким же, как и его натуральные аналоги. Планы у компании масштабные: к 2022-му она планирует выпускать до 40 тысяч тонн искусственного мяса и покрывать около 0,4 процента производства мяса в России. Нерешенным пока остается вопрос цены, а окупиться проект может за несколько лет, но при условии, что поставки «немяса» наладят в рестораны.
На российском рынке есть и другие игроки, которые производят или разрабатывают аналоги мяса. Один из них — 3D Bioprinting Solutions. Компания сотрудничает с сетью KFC. Вместе они начали работать над технологией биопечати, которая будет производить куриное мясо с помощью 3D-биопринтера, используя куриные клетки и растительный материал — почти без участия в процессе животных.
В настоящее время на рынке мясной продукции в России искусственные аналоги занимают около одного процента, подсчитали в агентстве «Infoline-Аналитика». Популярность он обретет только если снизятся цены, но аналитики уверены, что у ниши огромный потенциал, и со временем спрос на мясо искусственного происхождения будет только расти. «Поскольку по цене эти продукты не являются конкурентными для говядины, скорее это, может быть, больше дань моде и общему стремлению к экологичной пище. Мы наблюдаем сейчас переломный момент развития потребительского рынка в мире», — прокомментировал старший аналитик «Газпромбанка» Марат Ибрагимов.
Если в США рост потребления растительного мяса вызван экологическими и этическими соображениями, то у российских потребителей иная мотивация. «Если такие продукты по цене будут соразмерны с мясом и доступны в “Пятерочках” рядом с домом, то их будут покупать. К этому и стремятся в Америке Impossible Foods и Beyond Meat — стремятся максимально сократить цену», — уверен координатор проекта по продвижению продуктов растительного происхождения «Едим лучше» Алексей Иванов. Однако ввозная цена искусственного мяса пока слишком высока — три тысячи рублей за килограмм, что соответствует стоимости премиальной говядины или ягнятины.
Растительное мясо может заменить обычное не только по этическим, но и по религиозным соображениям. В России, где почти 60 миллионов православных христиан, это особенно актуально, ведь во время постов многие не едят мяса. Перспективы у нового рынка определенно есть, однако спрогнозировать, когда он полноценно раскроет свой потенциал, пока не представляется возможным. Высокая цена, сомнительный экологический эффект и прочие предубеждения пока только мешают быстрому развитию отрасли, что, правда, не мешает вкладывать в нее миллионы долларов.
Дарья Волкова
По материалам: “Лента.Ру”