“Нужно сделать в эфире тишину для семьи, у которой погибла мать”
Совладелец корпорации «ТЭС» и экс-генеральный директор «Черноморнефтегаза» Сергей Бейм стал главным ньюсмейкером недели после того, как его джип врезался в легковой автомобиль, в котором ехала семья. ДТП стало смертельным: погибла женщина, её внук находится в тяжёлом состоянии. Бизнесмен несколько раз менял свои показания, то признавая вину, то отказываясь от неё, а в ряде СМИ появились публикации, намекающие, что кто-то начал «чёрную» кампанию против предпринимателя.
Авария с участием бизнесмена произошла днём 31 июля на трассе Симферополь – Евпатория возле посёлка Прибрежное. Джип Lexus LX570, за рулём которого был Сергей Бейм, двигаясь по правой обочине, сбил легковой автомобиль Toyota Camry, поворачивавший налево на грунтовую дорогу.
В результате ДТП пострадали два пассажира Toyota: пожилая женщина Валентина Голумбовская, библиотекарь школы № 3 Красноперекопска, и её 11-летний внук Кирилл. Они сидели сзади – именно туда пришёлся основной удар. Позже стало известно, что Валентина получила переломы тазобедренной кости, двух ключиц, трёх ребер, серьёзное повреждение печени. В больнице она впала в кому и скончалась от брюшного кровоизлияния. Состояние Кирилла через несколько дней стабилизировалось.
– Кирилл стабильно тяжёлый, но он не в реанимации. Врачи диагностировали разрыв селезёнки. Они настроены оптимистично, должно быть всё хорошо, – рассказала «Октагон.Крым» Светлана Голумбовская, тётя мальчика. Её брат был за рулём в момент аварии.
Будут делать «обоюдку»
Линия поведения владельца крупнейшей автозаправочной сети Крыма постоянно менялась: от сочувствия до полного отрицания вины – и снова до попытки помощи пострадавшим. Джип затормозил сразу после столкновения. По словам водителя пострадавшей машины, владелец автозаправок стал извиняться и пытался помочь.
Но в СМИ он затем заявил, что не считает себя виновным в смертельном ДТП, поскольку именно водитель Toyota был не прав, так как пересёк сплошную линию разметки.
«ДТП бывает на дороге со всеми. И обвинять человека сейчас не хочу, пусть компетентные органы дадут комментарии. Иначе я обижу человека, у которого сейчас и так горе», – заявил он изданию «Подъём».
Однако затем Бейм забрал свои слова обратно, заявив, что дал эти комментарии СМИ «в запаре», а родственникам погибшей сказал, что вообще не знает ни о каком интервью.
«А вот когда позвонила я, он сказал, что во всём виноват мой брат. И если есть вопросы, встретимся в суде. У меня знакомые в правоохранительных органах говорят, что дана команда делать «обоюдку», то есть признать, что в ДТП виноваты оба водителя», – рассказала Светлана, юрист по образованию.
На видео с регистратора, которое выложил в соцсети водитель автомобиля, пропустивший Toyota Camry для разворота, отчётливо видно, что линия разметки в этом месте уже прерывается.
«Я только об одном жалею, что пропустил», – написал в своём телеграм-канале автор видео.
Тишина в эфире не получилась
По факту смертельного ДТП следственный отдел МО МВД России «Сакский» возбудил в отношении Бейма уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ («Нарушение правил дорожного движения, повлёкшее по неосторожности смерть человека»), подразумевающей лишение свободы на срок до пяти лет.
В интервью телеканалу RT Бейм заявил, что находится на связи с пострадавшей стороной и всячески оказывает помощь, а также попросил журналистов не тревожить потерпевших, поскольку сейчас они находятся в трауре.
«Нужно сделать в эфире тишину для семьи, у которой погибла мать. Я чисто по-человечески прошу все средства массовой информации воздержаться просить комментарии. Потом и юристы, и следователи все комментарии дадут. У меня контакт с семьёй есть, мы общаемся, я им помогаю», – сказал глава сети «ТЭС».
Светлана Голумбовская слова бизнесмена опровергла, отметив, что помощь была разовой и состояла в содействии в переводе Кирилла из сакской больницы в симферопольскую. С тех пор связь с Беймом они не поддерживают.
В настоящее время в рамках возбуждённого уголовного дела назначен ряд экспертиз, проводятся необходимые следственные действия. Ход расследования уголовного дела находится на контроле у руководства следственного управления МВД по Республике Крым.
Девочка, которая не работала в этой сфере
До аварии имя «бензинового короля» Крыма уже неоднократно фигурировало в многочисленных скандалах. Компания «ТЭС», основанная в 1992 году Геннадием Беймом и его сыновьями Сергеем и Эдуардом, за 10 лет выросла в одного из крупнейших крымских нефтетрейдеров.
В начале 2010-х у Беймов была «война» за перевалку газа и нефтепродуктов в Керченском порту с украинским олигархом Сергеем Курченко. В 2012 году Сергея и Геннадия задержали за уничтожение имущества Керченского морского торгового порта на сумму 1,9 млн гривен. Кроме того, по данным следствия, бизнесмены уклонились от уплаты налогов на сумму 18,28 млн гривен.
Беймам грозило лишение свободы сроком от семи до 10 лет, но их сначала отпустили под залог на общую сумму в 5 млн гривен, а год спустя Центральный районный суд Симферополя освободил от уголовной ответственности обоих, закрыв в отношении бизнесменов производства по делу. Беймам вернули арестованные деньги, автомобили и имущество, а также внесённый ранее залог. Как пояснила пресс-служба прокуратуры, такое решение связано с приобретением незаконных построек подсудимыми в собственность за 15 миллионов гривен, что компенсировало ущерб.
Очень кстати для Беймов в 2014 году Крым воссоединился с Россией – с рынка ушли многие украинские компании, а «ТЭС» стал практически монополистом, собрав под своим контролем треть всех заправок Крыма. Во многом это случилось благодаря национализации сети АЗС Петра Коломойского, которую затем власти передали крымскому ГУП «Черноморнефтегаз», как и Феодосийскую нефтебазу. «Черноморнефтегаз» в 2014 году как раз и возглавил Сергей Бейм, пообещав построить в Крыму за счёт внешних инвестиций нефтеперерабатывающий комплекс и завод по производству сжиженного газа, а также увеличить объём добычи нефти в Чёрном и Азовском морях.
Но успех длился недолго.
Уже летом 2015 года глава Крыма Сергей Аксёнов отстранил бизнесмена от должности гендиректора компании из-за многочисленных нарушений, которые на предприятии выявила аудиторская проверка.
В их числе – отсутствие контроля объёма газа, добываемого на морских платформах, и утверждённых правил учёта природного газа. Также Наталья Поклонская, которая была тогда прокурором республики, потребовала возбудить в отношении руководства «Черноморнефтегаза» уголовное дело за злоупотребление служебными полномочиями – за закупку компьютеров и спецтехники по завышенной цене, в результате которой предполагаемый ущерб составил 20 млн рублей. Бейм с позицией прокурора не согласился, заявив, что «девочка никогда в жизни не работала в нефтегазодобывающей сфере».
Подозревали корпорацию и в нарушении антимонопольного законодательства. В 2020 году крымское управление Федеральной антимонопольной службы России возбудило дело в отношении сети автозаправочных станций «ТЭС» из-за подозрения на неоправданно высокие цены на бензин на территории полуострова.
Два суда
В 2016 году в истории бизнес-империи Беймов появились два новых имени. Сначала 30 процентов уставного капитала компании, оценённого в 90 млн рублей, отошли Люции Пурим – матери председателя правления и бенефициара транспортно-логистической компании «Совфрахт» Дмитрия Пурима.
Примерно в это же время в украинских судах началось рассмотрение исков белизского офшора Integrity logistic Ltd к корпорации «ТЭС». Эта компания в своё время выкупила долг нефтетрейдера на общую сумму 20 млрд рублей перед украинским «ОТП Банк». Беймы сделку по продаже долгов коллекторам не признают, в 2017 году их сторону приняли и четыре украинских суда, включая Верховный.
Однако Integrity logistic Ltd перенесла претензии в российские суды, требуя взыскать около 1 млрд рублей с «ТЭС». В июле 2021 года Арбитражный суд Московского округа подтвердил право белизского офшора на взыскание.
Бейм, который считает это незаконным, связывает компанию с именем влиятельного московского бизнесмена Дмитрия Павлова и даже грозится сжечь 21 заправку, которая является залогом по кредиту, если давление не прекратится.
Но кто стоит за Integrity logistic Ltd, официально неизвестно, офшор не раскрывает своих бенефициаров.
Окончательное слушание по делу назначено на 25 августа. Ряд публикаций, вышедших после аварии на Евпаторийской трассе, недвусмысленно намекают, что не просто так между двумя заседаниями суда по делу об украинском долге случилось смертельное ДТП. Якобы как раз в это время кто-то начал «чёрную» информационную кампанию против Беймов. Но на чьей стороне окажутся общественность и суд по делу о происшествии, в котором погиб человек, станет известно совсем скоро.
Оксана Порицкая
По материалам: “Октагон”