Школа выживания

В преддверии нового учебного года российские школы испытывают колоссальный дефицит педагогов

Согласно экспертным оценкам, существующий сегодня кадровый голод в системе общего образования достигает 250 тысяч учителей, хотя школьных преподавателей готовят десятки вузов по всей стране. «Октагон» попробовал выяснить, куда деваются молодые педагогические кадры и почему многие из них отказываются работать по специальности.

– Обучаясь в педагогическом вузе, услышала горькую правду: когда роль учителя упала ниже некуда, учиться на них шли те, кто никуда больше не поступил. Затем в школу работать шли те, кто больше не нашёл другую работу. В итоге школы получили худших из худших. Двойной отрицательный отбор, – объясняет в разговоре с «Октагоном» бывший школьный педагог Екатерина Лазарева.

Сейчас, говорит она, педвузы пытаются всеми возможными способами завлечь к себе абитуриентов. Однако работает это слабо.

Преподаватель одного из региональных педагогических университетов рассказал «Октагону», что зачастую учиться на школьных учителей идут от безысходности:

– Во многих случаях нас выбирают потому, что конкурс низкий. Сдал ЕГЭ, набрал не очень много баллов, стал смотреть и понял – в вуз мечты не попадает, поэтому идёт к нам. Когда я захожу в торговый центр, чтобы купить ботинки или майку, то мне кажется – там трудится львиная доля моих студентов и выпускников. На самом деле это не смешно. Это чудовищно.

Полные лузеры

Дефицит школьных учителей образовался не сегодня, и с каждым годом проблема обостряется. Ещё три года назад эксперты Общероссийского народного фронта по результатам мониторинга сделали вывод: более половины российских школ ощущают дефицит учителей-предметников. Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС оценил существующий сегодня кадровый голод в системе общего образования в четверть миллиона педагогов.

Педагогов для общего образования готовят 33 профильных вуза, находящихся под эгидой Министерства просвещения РФ.

Кроме того, соответствующие факультеты работают во многих классических университетах. Очевидно, что на выходе страну должна ждать многотысячная армия школьных учителей. Но где же они?

Дипломированных педагогов в стране достаточно, сказал в беседе с «Октагоном» кандидат педагогических наук Леонид Эрштейн, однако предлагаемые в школах условия работы приводят к тому, что учить детей становится некому.

Нагрузка в школах большая: обилие никому не нужных бумаг, переполненные классы, говорит Эрштейн, но зарплаты не соответствуют объёму работы.

«Школьные учителя должны иметь минимальную зарплату от 60 тысяч на ставку без всяких дополнительных условий. В настоящий момент начинающий учитель в регионе может получать и 18 тысяч. Кроме того, стоит вести речь о крайне низком качестве педагогического образования. Учителей учат, не как учить в реальной школе, а идеальным моделям, с которыми на практике они никогда не столкнутся». – Леонид Эрштейн, кандидат педагогических наук.

По его словам, молодые люди изучают совершенно не существующую в практической деятельности педагогику и, напротив, не получают знаний о множестве практически важных вещей: от техник поддержания дисциплины до заполнения бюрократических бумаг.

Всё это, а не реальный недостаток учителей, приводит к тому, что люди уходят из школ и не идут туда работать после вуза, уверен Эрштейн. В результате, продолжает он, престиж профессии школьного учителя упал до того, что школьного учителя воспринимают «как человека, которому просто некуда больше идти, то есть как полного и абсолютного лузера».

– Чтобы учителей хватало, нужно просто решить вопрос с условиями труда и оплатой. Можно увеличить выпуск учителей в 10 раз или в 100 раз, но ситуация при сохранении существующих условий останется прежней, – заключил Эрштейн.

Денег нет…

Согласно данным портала «Авито.Работа», учителя из Воронежа зарабатывают в среднем 21,7 тыс. рублей, из Новосибирска – 21,1 тыс., из Волгограда – и того меньше, около 20,6 тыс. рублей. Не секрет, что большинству учителей в регионах приходится трудиться более чем на одну ставку. В 2019 году на встрече с педагогами вице-премьер России Татьяна Голикова выразила возмущение окладами учителей в некоторых образовательных учреждениях и высоким уровнем совместительства.

Зарплата учителя меньше или равна зарплате продавца, поэтому возникает закономерный вопрос – зачем тратить свои нервы в школе, если есть более простые работы, объясняет в разговоре с «Октагоном» учитель географии Владимир Хрыков. Светлана из Ульяновска окончила пять лет назад местный педагогический университет, но работать в школу не пошла – узнала уровень зарплаты и пришла в ужас. Она прислушалась к советам экс-премьера России Дмитрия Медведева и устроилась в кол-центр одного из банков.

Выпускники педагогических вузов считают, что нагрузка учителей не соразмерна заработной плате.. Фото: Антон Уницын/РИА Новости

– Из нашей группы только четверо пошли работать в школы, – говорит Светлана. – Но к данному моменту все уже уволились: загрузка ужасная, коллективы чудовищные, дети сложные, а их родители – практически монстры. А теперь вопрос зала: для чего всё это нужно?

Очень часто в пед идут те, кого больше никуда не берут, подтвердила «Октагону» педагог Александра Таланина. По её мнению, проблема заключается не только в невысокой заработной плате – профессия учителя не ассоциируется с привилегиями, успехом, хорошей жизнью, элитарностью.

– Часто ученики спрашивают: а почему вы преподаёте, неужели не было работы получше? Не самый любимый и приятный вопрос, – признаётся Таланина.

Она рассказала, что многие, кто учился с ней на преподавателя иностранного языка, уже сменили специальность, в преподавании и науке остались единицы.

Родители-агрессоры, токсичные коллеги

По оценкам директора экспертно-аналитического центра «Северо-Запад» Екатерины Колесниковой, в числе причин, отбивающих желание работать в государственных школах, – использование педагогов на всех выборах и политических акциях, а также отсутствие карьерных возможностей в этой сфере. Предел мечтаний – занять должность завуча или директора. К тому же даже эти пути чаще всего закрыты.

Молодые педагоги подчас покидают школы из-за сложных коллективов – опытные коллеги в штыки встречают вчерашних выпускников вузов и создают им практически невыносимые условия работы.

Сразу несколько молодых школьных педагогов признались «Октагону», что были вынуждены уйти из-за токсичных коллег и агрессивных родителей учащихся.

– Действовавшая ранее формула «учитель всегда прав» сегодня не работает, – рассказала «Октагону» 26-летняя педагог одной из подмосковных школ, которая была вынуждена уволиться. – Учителей воспринимают как тех, кто предоставляет обычную услугу – как кассиров, заправщиков на АЗС. Нас снимают на видео, с нами качают права, нам объясняют, как надо учить, а как – не надо. Лично моё терпение лопнуло, когда в школу пришла мамаша и назвала меня проституткой после того, как я выложила в соцсети свой снимок на пляже в купальнике.

По данным Министерства просвещения РФ, количество абитуриентов, решивших поступать на педагогические специальности, в этом году увеличилось на 15 процентов по сравнению с годом ранее. Однако это вряд ли можно считать хорошей новостью: одни поменяют своё решение ещё до начала учебного года, другие разочаруются в собственном выборе немного позднее, в процессе учёбы. Вот и получается, что при самом лучшем раскладе в школьные классы придут 15–20 процентов выпускников педвузов. Да и надолго ли там задержатся – тоже большой вопрос.

Михаил Белый

По материалам: “Октагон”

Ранее

«Плотно вовлечены в антироссийскую деятельность»

Далее

ФАС не поверила в лидерство «Тинькофф» по числу клиентов

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Рейтинг@Mail.ru