Россия готова в случае санкций со стороны США отказаться от оборота долларов.
Противостояние России и США по украинскому вопросу выливается в войну – пока экономическую, но не менее беспощадную, чем открытый вооруженный конфликт.
Намедни председатель подкомитета по европейским делам в сенате США Крис Мерфи заявил, что в свете сложившейся ситуации сенат может ввести санкции против российских банков, призвать администрацию к «заморозке» активов российских государственных учреждений и частных инвесторов, а также ввести визовые ограничения для российских граждан. Кроме того, уже сейчас США решили приостановить военное сотрудничество, а также торговые и инвестиционные переговоры с Москвой. Наш ответ Чемберлену был не менее агрессивен. Советник президента России по вопросам региональной экономической интеграции Сергей Глазьев заявил, что в случае введения санкций со стороны США Россия будет вынуждена отказаться от доллара. «Мы будем вынуждены уходить в другие валюты, создавать свою расчетно-платежную систему. У нас прекрасные торгово-экономические отношения с нашими партнерами на Востоке и на Юге, и мы найдем способ не только обнулить нашу финансовую зависимость от США, но и выйдем из этих санкций с большой выгодой для себя», – заявил Глазьев.
Помимо этого советник президента России пригрозил, что в случае, если США решат заморозить счета российских предприятий и граждан, Москва признает невозможность возврата тех кредитов, которые были даны российским структурам со стороны американских банков. «Ведь санкции — обоюдоострое оружие, и если США замораживают наши активы, то, соответственно, пассивы наших организаций в долларах тоже будут заморожены. Это означает, что наши банки и предприятия не будут возвращать американским партнерам займы», — отметил он. Одновременно, в случае замораживания США счетов российских предприятий и граждан, власти РФ будут рекомендовать всем продавать американские государственные облигации. Ведь если говорить о финансовых взаимоотношениях, то РФ является кредитором США. Дело в том, что Россия держит казначейские обязательства на приличную сумму — больше 200 миллиардов долларов. И если США посмеют применить санкции по замораживанию счетов российских предприятий и граждан, то… «Мы не сможем больше рассматривать Америку как надежного партнера и будем рекомендовать всем сбрасывать американские казначейские обязательства, сбрасывать доллары как валюту, в которой мы не можем быть уверены, и уходить с американского рынка», — поделился планами Глазьев.
«Это ввергнет в жесточайший кризис всю сложившуюся международную долларовую валютно-финансовую систему. Это будет, по большому счету, удар по позициям США, как гегемона. И удар по федеральной резервной системе США, которая является штаб-квартирой американских ростовщиков. А именно отказ России от доллара, отказ от накоплений американской валюты, отказ, соответственно, от всех обязательств перед американской стороной – это станет началом конца той экономики, которую мы знаем», – уверен экономист Владислав Жуковский.
В кремлевской администрации от заявления Глазьева, вроде как, дистанцировались, заявив, что все сказанное им является его личным мнением. Однако, резкой критики план Глазьева не подвергли. И, возможно, не случайно предложение об отказе от доллара озвучил именно он. Позиция пока личная, но ей ничего не стоит стать официальной. Ведь Глазьев – опытный политик. И если сделал заявление, то, скорей всего, он выступил в качестве рупора наиболее крайних мер, на которые может пойти Россия.
Однако эксперты уверены, что данное заявление лишь политический шантаж и до конкретики дело не дойдет, потому как после такого экономического цунами сухим не выйдет никто.
«Это все несерьезно, – считает финансово-экономический аналитик, кандидат экономических наук Сергей Семенищев. – Доллар – не просто инвалюта, доллар является резервной валютой в мире. Потому что в США производится самый большой процент от мирового валового продукта – 24%. Естественно, что за этими процентами стоит такая же масса долларов, которые обеспечивают этот товарооборот по всему миру. Они со всем миром торгуют. А мы сегодня производим 0,3-0,4 % валового продукта от мирового. Поэтому можем, что угодно создать. Можем напечатать, что угодно и говорить, но у нас никакой резервной валюты быть не может. Потому что на рубли купить нечего, кроме сырья. А сырье у нас и так олигархи вывозят. У нас в этом смысле только военные мускулы. А экономических нет. Так что заявление Глазьева – это, разумеется, больше политическое заявление. Чтобы обнадежить народ, что мы чего-то еще можем. Но сегодня мы ничего не можем».
Таисия ИЛЬИНА