Аварию на терминале КТК возле Новороссийска ждали все, кроме руководства «Транснефти»
А ведь «Наша Версия» ещё зимой предупреждала о масштабной аварии, которая может случиться на морском терминале Каспийского трубопроводного консорциума (АО «КТК-Р»), расположенном рядом с Новороссийском. Причина – желание близких к «Транснефти» топ-менеджеров сменить подрядчика морских услуг на более «близкого». Весной подрядчика сменили. И вот произошёл тот самый разлив нефти. Кого за это накажут и накажут ли вообще?
На прошлой неделе СК переквалифицировал дело о ЧП под Новороссийском на более тяжкий состав преступления. Если сначала речь шла только о загрязнении морской среды, то теперь – о загрязнении, причинившем существенный вред водным биологическим ресурсам и окружающей среде (ч. 2 ст. 252 УК РФ).
В тот же день в офисах КТК начались обыски. Вполне вероятно, что со дня на день в уголовном деле появятся обвиняемые. Вот только не получилось бы так, что вину за масштабную аварию целиком и полностью повесят на рядовых сотрудников. Хотя авария зрела давно, и, по всей видимости, главной её причиной были цифры с большим количеством нулей.
Спутник не обманешь
С самого начала было ясно, что консорциум преуменьшает масштаб ЧП на своём объекте. Для тех, кто пропустил: 7 августа при закачке топлива на греческий танкер «Минерва Симфони» (закачка происходила через выносное погрузочное устройство в 6 километрах от берега) произошёл разлив нефти. КТК изначально заявил, что его площадь не превысила 200 квадратных метров, а объём – 12 кубических метров. Специалистам с самого начала было понятно, что это ложь: нефть в танкеры подаётся со скоростью 5 тыс. тонн в час, т. е. примерно 1,5 тонны в секунду. Даже за 5 секунд такой фонтан выплеснул бы в море около 6 тонн нефти, а на перекрытие рукава явно ушло намного больше времени.
А вскоре подоспели данные Института космических исследований РАН. Они показали – площадь загрязнения акватории в районе Новороссийска в 400 тыс. (!) раз больше, чем заявил консорциум. Учёные продемонстрировали спутниковые снимки, на которых нефтяное пятно растянулось почти на 80 квадратных километров.
Но и после заявления учёных гендиректор АО «КТК-Р» Николай Горбань продолжил отрицать чудовищные масштабы загрязнения Чёрного моря в самый разгар курортного сезона. По словам топ-менеджера, 12 августа специалисты компании обследовали акваторию и не обнаружили в воде никаких остаточных явлений после разлива. Однако местные эко-активисты понимают это так: нефтепродукты погрузились на дно моря и могут нанести существенный вред растительному и животному миру.
Понятно, что точку в вопросе об ущербе экологии предстоит поставить Росприроднадзору. Но, на наш взгляд, понять причины аварии так же важно, как и её последствия. Первая загрузка танкера на морском терминале КТК близ Новороссийска состоялась 13 октября 2001 года. Почти 20 лет без серьёзных происшествий пережил этот весьма непростой в техническом плане объект, хотя были и штормы, и, вполне вероятно, поломки оборудования. Что же изменилось?
В марте 2021 года КТК сменил подрядчика, который обслуживал выносные погрузочные устройства (ВПУ) в море. Раньше эти функции выполняла российская «дочка» голландской компании «Смит Ламналко», теперь же ей на смену пришло ООО «Транснефть-Сервис», дочерняя структура ПАО «Транснефть», которое возглавляет Николай Токарев.
Дошло до того, что работники новороссийского ООО «Ламналко» (96 граждан России – капитаны катеров, водолазы, механики) выступили с публичным обращением к властям с просьбой спасти уникальный коллектив. Однако в марте прежняя команда была буквально выдавлена с терминала не без участия всё того же Николая Горбаня и бывшего руководителя компании «Транснефть-Сервис», а ныне гендиректора Новороссийского морского торгового порта Сергея Киреева. Последний неоднократно попадал в фокус журналистских расследований в связи с офшорными схемами «дочки» госкомпании.
Делают как умеют
Мы уже поднимали вопрос о том, насколько целесообразно было отстранять от обслуживания сложного оборудования профессиональных сервисменов. Ведь, насколько можно судить, их сменила организация, предоставившая заказчику крайне сомнительную документацию и потому вряд ли способная справиться с высокотехнологичными объектами в море. Да, вы правильно поняли, отвечать за бесперебойную работу ВПУ стала компания, которая к началу весны не имела ни опыта проведения подобных работ, ни специальной техники. Ранее «Наша Версия» неоднократно писала, что в результате этого на терминале, по сути, отсутствует план ликвидации разливов нефти (ЛРН). И, кстати, первый тревожный звонок в связи с этим прозвенел ещё весной, когда стало известно о поломке на одном из ВПУ, а местные жители стали находить на побережье мёртвых птиц в масляных пятнах.
Потому ситуация выглядит так, словно обслуживание терминала просто «отжали» под свою дочернюю компанию. Причём фрахт судов и другие операции в ней были выстроены таким образом, чтобы заранее подготовить вывод денег от данного контракта за рубеж. Хотя вместо освоения денег руководству КТК и ООО «Транснефть-Сервис» стоило бы больше побеспокоиться о качественной работе и компетентном персонале.
21 июля Каспийский трубопроводный консорциум громко отчитался о масштабных учениях – отрабатывали действия при разрушении подводного трубопровода при погрузке танкера у выносного причального устройства, а также ликвидацию последствий разлива нефти в прибрежной полосе. «Учения получили положительную оценку наблюдателей, представителей государственных надзорных органов, акционеров», – сказано на официальном сайте КТК. Но если всё так хорошо и слаженно, если все службы были готовы к возможному ЧП, откуда в Чёрном море появилось нефтяное пятно площадью 80 квадратных километров?
8 августа, на следующий день после аварии, в Сети появилось видео, снятое на пляже в курортной зоне Кавказа. На нём наглядно виден «масштаб» операции по ликвидации разлива нефти всё тем же ООО «Транснефть-Сервис». Видны и, судя по всему, работники компании, которые выливают в море реагенты из бутылок (хотя, если мы не ошибаемся, использование реагентов в Чёрном море запрещено). Похоже, что именно за эти скромные услуги дочерняя структура «Транснефти» и получала почти миллион долларов каждый месяц.
В общем, неспроста в конце недели следователи начали допрашивать в том числе работников, которые участвовали в ликвидации последствий нефтеаварии и осуществляли инспекцию выносного погрузочного устройства. Теперь главное – чтобы дело не ограничилось наказанием «стрелочников». Разлив нефти в акватории Чёрного моря требует персональной ответственности руководителей, не сумевших наладить безопасные производственные процессы на терминале КТК.
Справка
Каспийский трубопроводный консорциум был создан 17 июля 1992 года. Поначалу в проект вошли Казахстан и Оман (впоследствии вышел из договора). В дальнейшем в консорциум вошла Россия, а также частные компании из других стран. По состоянию на сегодняшний день совладельцами АО «КТК-Р» выступают Российская Федерация в лице Росимущества (24% уставного капитала, акции находятся в доверительном управлении «Транснефти»), казахстанская «КазМунайГаз» (19%), американская «Шеврон Каспиэн Пайплайн Консорциум Компани» (15%), а также нидерландское «Лукарко БВ» (12,5%). Морской терминал АО «КТК-Р» в Новороссийске – важное звено в экспортных поставках нефти из России и Казахстана. Аварии на таком объекте могут привести не только к экономическим, но и к репутационным потерям для нашей страны.
Алексей Привалов
По материалам: “Наша Версия”