Российский концерн останавливает производство в шестой раз за лето. Это происходит на фоне ажиотажного спроса на отечественные машины
С 23 августа российский концерн «АвтоВАЗ» уже в шестой раз за лето остановит выпуск машин. Причина остается прежней — проблемы с поставками электронных компонентов. На этот раз работы будут на время остановлены на всех трех линиях завода в Тольятти.
Автозавод вышел из планового корпоративного отпуска 16 августа. После этого было принято решение до 20-го числа не возобновлять производство машин семейства Lada Granta и ограничить производство Lada Niva. Кроме того, концерн объявил, что станет выпускать модели Lada Largus, XRAY, Renault Logan и Sandero только 18 и 19 августа. С 23-го числа в Тольятти приостанавливается работа на всех трех линиях.
Представители АвтоВАЗа рассказали, что для сотрудников три из пяти дней простоя будут объявлены днями отпуска. Их перенесут с декабря. За остальные дни работники концерна получат зарплату в размере 2/3 от средней получки.
Несмотря на сложившуюся ситуацию, завод «Lada Ижевск» продолжит работу в обычном режиме. Дело в том, что это предприятие использует другие компоненты для сборки автомобилей Lada Vesta. Работа ряда подразделений по производству автокомпонентов в Тольятти будет организована по особому графику. Это необходимо для обеспечения поставок — как на ижевский завод, так и другим клиентам.
«АвтоВАЗ при поддержке российских федеральных и региональных властей, а также группы Renault прилагает все возможные усилия для решения проблемы с поставками Bosch и скорейшего возвращения завода в Тольятти к нормальному режиму работы. График работы на неделю, начинающуюся 30 августа, будет составлен в начале следующей недели», — цитирует сообщение концерна ТАСС.
Компания уже не первый раз сталкивается с трудностями из-за дефицита комплектующих. В АвтоВАЗе полагают, что эти проблемы продлятся вплоть до следующего года.
На российском рынке концерн является лидером. С января по июль его продажи в годовом выражении выросли на 42%. Показатели достигли отметки в 232,23 тысячи автомобилей. При этом в июле только АвтоВАЗ продемонстрировал рост — за прошлый месяц было продано 32 013 легковых и легких коммерческих автомобилей Lada, что на 1% больше, чем в июле 2020 года. Остальные крупные игроки рынка, показали отрицательные результаты в годовом выражении.
Почему растут цены
В настоящее время за машинами АвтоВАЗа выстраиваются очереди, чего не было уже очень давно. В частности, это связано с плановыми остановками конвейера, сказал журналу «Компания» автоэксперт журнала «За рулем» Михаил Колодочкин. При этом, отметил специалист, производство без проблем запустится снова.
«Это происходит не в первый раз и не в последний. Не думаю, что на это стоит обращать какое-то повышенное внимание. Все нормально, это обычная ситуация для любого производства. Цены на автомобили если и поднимутся, то это не будет следствием остановки производства. Сегодня наблюдается иная ситуация, которую можно назвать “хамством дилеров”. По уже проверенной информации, в той же Москве дилеры начали “накручивать” на стоимости заводских автомобилей сотни тысяч рублей. И в настоящее время, в отличие от прошлого года, когда все за машинами ехали в столицу, есть резон отправляться за автомобилем в регионы. Дилеры там менее жадные», — подчеркнул Колодочкин.
Он добавил, что дилеры оснащают машины своими техническими компонентами и таким образом устанавливают собственные надбавки. Цены на автомобили могут вырасти по разным причинам. В том числе, из-за действий недобросовестных продавцов, отметил Колодочкин.
Опрос представителей автодилеров, который проходил в конце июля, показал, что они ожидают в среднем рост цен на машины в третьем квартале на 1-1,5%. При этом подорожание коснется и авто с пробегом, хотя и с некоторым опозданием, а новые машины прибавят в стоимости 1-3%.
Ранее представители российской Ассоциации европейского бизнеса предупреждали, что дефицит электронных комплектующих во всем мире приведет к снижению объема продаж в РФ. И аналогичные трудности на себе этим летом испытывают не только отечественные автопроизводители. На работу многих зарубежных компаний в 2021 году сильно повлияла нехватка полупроводников и других компонентов. К примеру, производство на некоторых своих заводах вынуждены были приостановить или же снизить его объемы General Motors (США), Toyota Motor (Япония) и Hyundai Motor (Южная Корея). К принятию данного решения их подтолкнули перебои в поставках микросхем.
Кроме того, 15 августа стало известно, что работа головного предприятия в Торсланде шведской марки Volvo была остановлена. Как сообщили в компании, это связано с нехваткой материалов, которая, в свою очередь, связана с дефицитом полупроводников. Конвейер шведского производителя, пишет Reuters, не приступит к работе как минимум до начала следующей недели.
Проблемы из-за дефицита электронных комплектующих могут продлиться и в 2022 году, заявляли в Jaguar Land Rover. Представители британского концерна отметили, что объемы производства с июля по сентябрь 2021-го могут быть в два раза ниже запланированных.
Откуда взялся дефицит комплектующих
Дефицит микросхем, с которым столкнулся мировой автопром, объясняется не только возросшим спросом на гаджеты и бытовую электронику. Сложившаяся ситуация также объясняется сложностью технологического процесса и большими затратами поставщиков. Как говорят западные эксперты, на мнение которых ссылается Bloomberg, на возведение одного завода по производству микрочипов может потребоваться до 12 млрд долларов. В свою очередь, технический процесс производства насчитывает до 500 операций.
Также на автопром негативное воздействие оказала пандемия коронавируса. В этот период многие производители решили отменить заказы на электронику.
У китайских властей есть альтернативный взгляд на сложившуюся ситуацию. Регулирующие органы КНР, как было объявлено по государственному телевидению, намерены принять решительные меры против деятельности спекулянтов на рынке микрочипов. Местные СМИ рассказали, что ряд дистрибьюторов автомобильных чипов поднимали цены на свою продукцию и делали это «злонамеренно». Накопление компонентов и искусственное завышение стоимости было названо недопустимым. После этого сообщения акции самого крупного китайского производителя микросхем Semiconductor Manufacturing International Corp. снизились в цене на 5%. Котировки бумаг еще нескольких больших игроков рынка тоже сильно просели.
Максим Землянский, Надежда Пигасова
По материалам: “Компания”