Создание частной ветки БАМа и порта на Охотском море оценили в ₽97 млрд

Компания Авдоляна просит гарантий приоритетного вывоза угля на период стройки

 

«Эльгауголь» оценила стоимость строительства новой частной ветки БАМа и порта на Охотском море в ₽97 млрд. Но на время стройки компания просит гарантий РЖД на перевозку угля. Эксперты считали, что проект обойдется вдвое дороже.

Компания «Эльгауголь» (95% принадлежит «А-Проперти» Альберта Авдоляна, 5% у «Ростеха») оценила в 97,1 млрд руб. стоимость проекта, который предусматривает строительство частной железной дороги от Эльгинского месторождения в Якутии до Охотского моря (Эльга — Чумикан) и создание на побережье нового порта для экспорта угля.

Такая оценка приводится в письме, которое гендиректор «Эльгаугля» Александр Исаев 20 августа направил заместителю министра транспорта Владимиру Токареву (у РБК есть копия документа). Представитель «А-Проперти» Анастасия Харитонова подтвердила оценку. РБК направил запрос в пресс-службу Минтранса.

Как «Эльгауголь» оценивала проект

Протяженность дороги Эльга — Чумикан составит около 500 км, по ней можно будет поставлять 30 млн т угля в год, такая же мощность должна быть у порта, рассказывала 13 июля Харитонова, не раскрывая стоимость проекта.

Исходя из расчетов, приложенных к письму главы «Эльгаугля», из 97,1 млрд руб. ($1,3 млрд по курсу на 23 августа) на строительство самой железнодорожной линии планируется потратить 37,3 млрд руб., еще 28,4 млрд руб. предназначено на закупку подвижного состава, а создание порта у поселка Чумикан на побережье Охотского моря обойдется в 31,4 млрд руб. Сроки строительства — пять лет, окупаемость проекта — примерно семь лет, говорится в приложении к письму. Таким образом, 1 км дороги оценили в 74,6 млн руб.

Эта оценка минимум в четыре раза меньше значений, применяемых при проектировании и строительстве в РЖД, сказал РБК источник в железнодорожной монополии. Например, стоимость постройки 1 км при проектировании развития участков Восточного полигона (включает БАМ и Транссиб) варьируется в диапазоне от 300 млн до 600 млн руб., указывает он.

«Капитальные затраты на строительство железнодорожной линии сформированы исходя из нормативов для инфраструктуры необщего пользования (предполагается, что новая дорога останется в собственности «Эльгаугля» и ею сможет пользоваться только эта компания. — РБК), что обеспечивает удельные показатели проекта существенно ниже, чем значения, применяемые при проектировании и строительстве РЖД», — объясняет Исаев в письме. РБК направил запрос в пресс-службу РЖД.

Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин ранее оценивал стоимость всего проекта (железной дороги и порта) в $2,5–3 млрд, приводя в пример оценку другой частной дороги, Кызыл — Курагино в Туве, которую собирался построить бизнесмен Руслан Байсаров также для вывоза угля со своего месторождения (проект так и не был реализован). По данным на 2017 год, однопутная ветка длиной 410 км, которая должна была проходить по пересеченной местности, оценивалась в 126,6 млрд руб. ($1,69 млрд), или $4,1 млн за километр пути. Поскольку строительство дороги до Охотского моря вряд ли будет сильно легче технически, то можно предположить, что его стоимость будет на уровне $5–6 млн (373–448 млн руб.) за километр двухпутного пути, указывал эксперт.

Планы «Эльгаугля» «амбициозные», и, если удастся уложиться в заявленные рамки, проект станет знаковым с точки зрения контроля расходов на строительство инфраструктуры, говорит теперь Гришунин.

Планы Эльги

«А-Проперти» Альберта Авдоляна приобрела контроль над Эльгинским месторождением (крупнейшее месторождение коксующегося угля в России с запасами 2,2 млрд т) в апреле 2020 года у «Мечела» Игоря Зюзина и сейчас наращивает добычу. В прошлом году она увеличила производство на 60%, до 7 млн т, в 2021 году собирается ее довести до 18 млн т. План на 2023 год — 45 млн т в год.

У Эльгинского угольного комплекса уже есть одна частная дорога: Улак — Эльга протяженностью 321 км, соединяющая месторождение с БАМом в Амурской области. «Мечел» строил эту дорогу шесть лет, с 2008 по 2014 год, она обошлась в 80 млрд руб. Компания Авдоляна заявляла, что также намерена увеличить пропускную способность дороги Улак — Эльга. До продажи «А-Проперти» по ней можно было поставлять только 4 млн т угля в год, но в 2021 году показатель должен увеличиться до 24 млн т. После завершения развития инфраструктуры провозная способность железнодорожной линии достигнет 30 млн т.

В 2020 году угольные предприятия Якутии добыли 20 млн т (из крупных компаний помимо «Эльгаугля» в республике работает «Колмар», принадлежащий Анне Цивилевой), в этом году они собираются удвоить добычу, а с 2025 года планируют направлять на экспорт 64 млн т, из них 30 млн т — Эльга. Это вдвое превышает возможности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, даже с учетом модернизации (предусматривает вывоз только 32 млн т).

При каком условии инвестор готов строить дорогу

«Эльгауголь» планирует построить дорогу до Охотского моря за счет собственных средств, заявляя, что ему не потребуется бюджетное финансирование. Проект позволит реализовать цели по увеличению экспорта российской угольной продукции на зарубежные рынки и высвободить пропускную способность БАМа для других грузоотправителей (сейчас уголь с Эльги поставляется через эту магистраль), отмечает глава компании.

Но он предлагает реализовать проект при условии, что во время строительства новой дороги по существующим магистралям с Эльгинского месторождения будет гарантированно вывозиться 30 млн т угля ежегодно, из них 15 млн т уже вывозится. Это позволит компании сформировать денежный поток, достаточный для строительства дороги, отмечается в письме. «Начало работ по проекту предполагается с момента подтверждения РЖД гарантированного вывоза эльгинского угля, что является принципиальным условием для финансирования проекта», — пишет Исаев.

По его словам, альтернативные варианты финансирования проекта (кроме собственных средств компании) не рассматриваются, а для привлечения внебюджетных источников также понадобится гарантировать транспортировки угля по существующим дорогам на время стройки.

Что про проект думают в РЖД и правительстве

Глава РЖД Олег Белозеров еще 30 июня предупреждал в письме вице-премьеру Марату Хуснуллину (курирует в правительстве строительство в том числе железнодорожной инфраструктуры), что для заключения такого договора о вывозе 30 млн т угля ежегодно в течение пяти лет потребуется внести изменения в федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», а также в правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования. Такой вариант, по его словам, «может повлечь за собой неполное удовлетворение спроса на перевозку грузов из других регионов на время действия долгосрочного договора перевозки».

Решение о приоритете в перевозках того или иного груза не находится в компетенции РЖД, сказал РБК источник в компании в понедельник, 23 августа. По его словам, такое решение должны принимать профильные органы исполнительной власти. Харитонова настаивает, что «Эльгауголь» не просит «никаких приоритетов», а просит лишь подтвердить ранее заявленные планы по развитию Эльгинского угольного месторождения — довести добычу до 45 млн т (из них будет производиться 30 млн т концентрата) к 2023 году.

В середине июля Хуснуллин поручил ведомствам проработать вариант строительства частной железной дороги от Эльгинского месторождения до Охотского моря. По его словам, этот проект «заслуживает внимания, но он требует более детальной проработки для его дальнейшего рассмотрения в качестве дополнения к основной модернизации БАМа». РБК направил запрос представителю вице-премьера.

Исаев считает, что компания может получить разрешение на приоритетный вывоз угля на время строительства новой дороги через поручение президента Владимира Путина. «Для реализации проекта и обеспечения устойчивого финансирования потребуется поручение президента Российской Федерации по ООО «Эльгауголь», в соответствии с которым <…> будет обеспечена перевозка грузов в первоочередном порядке для грузоотправителя, который осуществляет инвестиционный проект, направленный на снижение нагрузки на железнодорожную инфраструктуру Восточного полигона (БАМ и Транссиб)», — пишет он. РБК направил запрос пресс-секретарю Путина Дмитрию Пескову.

Президент еще 2 марта на совещании по вопросам развития угольной отрасли поручил правительству представить дополнительные предложения по развитию восточного участка Байкало-Амурской магистрали, чтобы увеличить вывоз угля из Якутии в восточном направлении. На совещании 7 июля Путин заявил, что не против строительства новой ветки БАМа с Эльги: «Если это целесообразно, делайте и это. Просто надо что-то делать, нельзя сидеть там просто».

Светлана Бурмистрова

По материалам: “РБК”

Ранее

МВФ назвал варианты использования «исторической эмиссии» на $650 млрд

Далее

Без сна и новостей, но с музыкой

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru