Новым оружием восхищался весь мир, хотя его эффективность составляла всего 10%
В Первой мировой войне использовались все технические новинки, изобретенные к тому времени. Развитие радиосвязи, появление специализированных самолетов (истребителей, бомбардировщиков, гидросамолетов) и дирижаблей, оснащение боевых кораблей паровыми турбинами – всё это использовалось в военных технологиях.
Некоторым новинкам предстоял долгий путь развития, некоторые просуществовали недолго – пару десятков лет. Правда, после себя они оставили много историй и легенд. Об одной такой тупиковой ветви в способах войны на море – кораблях-ловушках – мы расскажем в этой статье.
Новая главная угроза
Первые подводные лодки появились в 60-х годах XIX века. Первое боевое применение произошло в ходе русско-японской войны в 1904 – 1905 годах. К началу Первой мировой войны подводные лодки стали вполне боеспособными кораблями в составе военных флотов. Их характеристики позволяли вести боевые действия у берегов противника. В открытый океан подводники еще не заходили – он станет ареной боевых действий во Вторую мировую войну, но при полном отсутствии противолодочных средств, подводные лодки стали представлять существенную угрозу. Надо помнить, что к 1914 году ни гидролокаторов, ни бомбометов, ни глубинных бомб, ни противолодочных торпед не было. Единственное, что могли использовать моряки противолодочных кораблей – это так называемые ныряющие снаряды. Ныряющий снаряд – это снаряд особой формы, который не взрывался сразу при соприкосновении с водой, а благодаря рикошету несколько раз касался воды. Если на его пути попадалась рубка, или перископ погружающейся лодки, то снаряд взрывался. Но применяться они могли только по погружающейся лодке, которая еще не ушла на глубину.
Перед кайзеровским флотом стояли, по большому счету, две задачи. Во-первых, с помощью Флота Открытого моря необходимо было сдерживать английский Гранд Флит от блокады и десантных операций на побережье Германии. А, во-вторых, с помощью надводных рейдеров и многочисленных подводных лодок необходимо было парализовать английскую морскую торговлю. Надводные рейдеры должны были действовать во всех океанах, парализуя морское сообщение метрополии и колоний, а подводные лодки должны были проводить тотальную блокаду вод, омывающие Британские острова. Для Германии уничтожить морскую торговлю Англии было единственным способом победить её, так как она критически зависела от подвоза по морю всех видов снабжения – от перевозки солдат, до полезных ископаемых и продовольствия.
Первоначально расчёт немецких адмиралов оправдывался. Введенная Германией морская блокада Великобритании стала приносить свои плоды. Жертвами немецких подводников были не только обычные грузовые пароходы, но и трансатлантические лайнеры, обладатели «Голубой ленты Атлантики».
Противопоставить этой угрозе было особо нечего. Входы в гавани защищали противолодочной сетью, но в открытом море вся надежда была на сигнальщиков, которые должны были вовремя обнаружить след торпеды. Тогда еще не были изобретены электрические торпеды, а парогазовые оставляли на воде заметный след. Еще моряки стали применять маневр, названный «противолодочный зигзаг». Его суть сводилась к тому, что судно двигалось не прямолинейно, а постоянно меняло курс с права налево при сохранении генерального курса. Такой маневр не давал возможности командиру подводной лодки прицелиться для торпедного пуска. Самонаводящихся торпед в то время ещё не было.
Особенностью Первой мировой войны было то, что тогда ещё воевали «по правилам». Были официальные и не официальные правила и законы, которых старались придерживаться во всех воюющих странах. Если говорить о подводниках, то командир подводной лодки, выследив гражданское невооруженное судно противника, должен был всплыть и дать возможность экипажу «купца» спустить шлюпки, сесть в них и отойти от обреченного судна. Только после этого разрешалось торпедировать судно. В головах английских адмиралов, проигрывающих подводную войну, родился рискованный план.
Q-ship
Идея была проста. Самое главное – надо было заставить командира подводной лодки всплыть. Повторимся, в подводном положении в Первую мировую войну лодки были неуязвимы. Спровоцировать командира на всплытие мог только вид легкой беззащитной цели. Подводники должны были увидеть не только невооруженное гражданское судно, но и команду, в панике покидающее его. Тогда на подводных лодках устанавливались артиллерийские орудия. Часто для потопления невооруженного торгового судна подводная лодка всплывала и топила пароход с помощью своей артиллерии. Таким образом, экономились дорогостоящие торпеды.
Для этих целей выбирались различные суда. Кораблем Q-ship мог быть рыболовецкий траулер, небольшой пароход, паром или даже парусное судно. Все суда были не очень большие, так как на большой транспорт не жалко торпеды, а маленький можно потопить своей артиллерией, но для этого нужно всплыть. На судне устанавливались хорошо замаскированные пушки. Маскировка вооружения была главным условием успешного поединка с подводной лодкой. При малейшей угрозе лодка экстренно погружалась и просто топила торпедой судно-ловушку. Пушки маскировались с фантазией. Иногда делали фальшивую надстройку. При всплытии подводной лодки стенка откидывалась, и орудие начинало вести по субмарине огонь. Иногда делали фальшивые шлюпки. Большую спасательную шлюпку разрезали вдоль по килю и половинку ставили на штатное место. За ней устанавливалось артиллерийской орудие. При появлении лодки половину шлюпки сбрасывали за борт, и орудие начинало стрелять. Были и другие способы маскировки. Самое главное, чтобы с воды пушки не были видны. Не менее важно было создать атмосферу паники на борту. В состав команды судна-ловушки входила специальная группа матросов, которая изображала панику. При виде всплывшей подводной лодки они бегали по верхней палубе, судорожно спускали спасательные шлюпки, и отходили от парохода. В трюмы судна-ловушки грузилось легкое дерево (бальса или пробка), иногда пустые ящики или бочки. Так повышалась плавучесть ловушки, и иногда это дополнительно провоцировало лодку на всплытие.
Служба на таких судах была очень опасна. Если командир лодки подозревал, что перед ним судно-ловушка, он торпедировал её. Иногда после того, как ловушка скрывалась под водой, лодка всплывала и расстреливала уцелевших людей из пулеметов. Когда подводная лодка всплывала, и на ней открывался верхний рубочный люк (это было очень важно, так как при открытом люке лодка не могла экстренно погрузиться), над ловушкой поднимался военно-морской флаг Великобритании, и судно открывало огонь.
Первые мысли о судах-ловушках были высказаны морскими офицерами в ноябре – декабре 1914 года. Некоторые источники приписывают авторство командиру военно-морской базы в Портсмуте адмиралу Хедуорту Мьё. Чуть позже эту же идею озвучили еще несколько моряков. Первоначально, они назывались Mystery Ships, или «special service vessels», а с 1916 года утвердилось название Q-ship. Охота на охотников началась.
Ловушки в Первой мировой войне
Первым Q-ship стал «Викториан», вышедший на охоту в конце 1914 года. Но только в июне 1915 пришёл первый успех. 23 июня 1915 года в результате совместной атаки английской подводной лодки С-24 и судна-ловушки «Taranaki» была уничтожена немецкая подводная лодка U-40. Иногда происходили невероятные истории. Новозеландец суб-лейтенант Уильям Эдвард Сандерс на корабле-ловушке «Helgoland» Q-17 столкнулся сразу с тремя немецкими подводными лодками. Одна лодка была потоплена. «Helgoland» уклонился от двух выпущенных торпед. Сандерсу присвоили звание капитан-лейтенанта и назначили командиром ловушки «First Prize» Q-21. Это была парусно-моторная шхуна, водоизмещением 200 тонн, которая в мирной жизни носила название «Эльза». На шхуне было два двигателя по 50 л.с. каждый. После мобилизации шхуну вооружили, поставили радиостанцию, и она стала судном-ловушкой «First Prize» Q-21. 30 апреля состоялся бой «First Prize» с немецкой субмариной U-93. Англичане посчитали, что немецкая подводная лодка уничтожена. А в декабре 1917 года ловушка «Prize» была торпедирована подводной лодкой U-43. Оказалось, что в составе экипажа субмарины были подводники, находившиеся на U-93 во время боя с ловушкой. Они опознали в перископ «Prize», и командир U-43 (по другим данным это была UB-48) принял решение об атаке. Сандерс погиб со своим кораблем.
По одним данным, в составе английского флота в Первую мировую войну было 366 судов-ловушек. Из них 61 Q-ship был потоплен в результате поединка с немецкими субмаринами. По другим – судов-ловушек было 200, погибли 27 (или 38) Q-ship. Всего зафиксировано 150 боев между судами-ловушками и немецкими подводными лодками. Было уничтожено 14 (или 15) и повреждено 60 немецких субмарин. Такая разница в данных о количестве Q-ship и их потерях объясняется тем, что начиная с 1916 года многие торговые суда стали вооружаться и их называли судами-ловушками, хотя они не оборудовались, как Q-ship в полной мере, и их экипажи не проходили соответствующею подготовку. Соответственно и потерь среди них было больше. На счету Q-ship было около 10% от числа потопленных немецких подводных лодок, что было меньше потерь немецких субмарин от мин.
Идея судов-ловушек нашла последователей в других странах. В первую очередь, эту идею переняли сами немцы. В составе кайзеровского флота в Балтийском море, где во время Первой мировой войны в российских портах базировались английские подводные лодки, действовали шесть немецких судов-ловушек. Особенностью немецких Q-ship было то, что судно-ловушка обязательно действовала в паре со своей подводной лодкой. Немцы не смогли уничтожить ни одной английской или русской подводной лодки.
Ловушки во Второй мировой войне
Несмотря на неоднозначные успехи Q-ship, идея использования судов-ловушек, что называется, укоренилась в головах военных моряков разных стран. После начала Второй мировой войны в английском Адмиралтействе вспомнили предыдущий опыт. Добро на их применение дал лично Уинстон Черчилль. В сентябре – октябре 1939 года Королевский ВМФ подготовил девять судов-ловушек. Их называли Х-ship. Три судна были относительно небольшими (одно 610 тонн, два 1 030 тонн водоизмещения), а шесть – большие грузовые пароходы от 4 500 до 5 000 тонн водоизмещения. Они, кроме артиллерийских орудий, были оснащены гидролокаторами и бомбометами. Две ловушки были потоплены подводными лодками, остальные переделаны в сухогрузные суда. Последнее десятое судно-ловушка Королевского флота HMS «Fidelity» было прекрасно вооруженным кораблем. Четыре 102-мм орудия, четыре торпедных аппарата, два гидросамолета, торпедный катер (!) на борту. На корабле были смонтированы противоторпедные сети. Но, несмотря на такое оснащение, «Fidelity» Х-105 с французским экипажем был торпедирован немецкой подводной лодкой U-435 во время атаки на конвой ON-154.
Флот США срочно переоборудовал в суда-ловушки пять торговых судов – траулер, два сухогруза, танкер и парусно-моторную шхуну. Успехов они не добились, и в 1943 году американские суда-ловушки прекратили своё существование. Японцы оборудовали одно судно-ловушку – теплоход «Дели-мару». По своему оснащению оно составляла конкуренцию английскому «Fidelity». У японцев было даже специальное оборудование для подрыва магнитных торпед на безопасном от судна расстоянии. Ничего не помогло. Во время первого же похода ловушка была потоплена американской подводной лодкой USS «Swordfish» SS-193. О судьбе советского судна-ловушки смотри статью «Неизвестные бои на Балтике». Там же, на Балтийском море, было зафиксировано применение немцами своеобразного судна-ловушки. 15 августа 1944 года группа советских топмачтовиков – торпедоносцев атаковала одиночный транспорт, идущий без сопровождения. Неожиданно транспорт открыл настолько сильный зенитный огонь, что выйти в атаку смог только один самолет. Он сбросил одну авиационную торпеду с глубиной хода 2 метра. Торпеда прошла под судном, не причинив ему никакого вреда. Позднее анализ боя позволил сделать вывод, что летчики столкнулись с судном противовоздушной обороны.
Заключение
Суда-ловушки были порождением того времени, когда не существовало эффективных средств борьбы против подводных лодок. Но даже тогда их эффективность не превышала 10%. С появлением в составе флотов специализированных противолодочных кораблей необходимость в них окончательно отпала.
Андрей Максимов
По материалам: “Новые Известия”