В сентябре школы в стране рискуют оказаться в зоне особого внимания правоохранительных органов
По данным инсайдера «Октагона» в силовых структурах, учебные заведения начнут тщательно проверять на предмет поборов с родителей. Россияне жалуются на то, что деньги приходится сдавать буквально на всё: охрану, закупку учебников и канцелярских принадлежностей, уборку и ремонт.
Источник издания в правоохранительных органах рассказал, что сообщениям о поборах в учебных заведениях будет уделяться особое внимание:
– Доходы граждан за время пандемии значительно снизились, поэтому любые поборы ещё больше ухудшают ситуацию. Подобная практика будет жёстко пресекаться – руководителей учебных заведений, замеченных в организации незаконных сборов, ждёт серьёзное наказание. В лучшем случае – увольнение.
Ранее эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ) подсчитали: школьные поборы в среднем по стране превышают 4 тыс. рублей в год на одного ребёнка. В частности, о сборе денег в учебных заведениях сообщили 83 процента участников проведённого ОНФ исследования. Выяснилось, что львиная доля родительских средств идёт на ремонт школ.
По статистике ВЦИОМ, с такого рода поборами столкнулся каждый пятый родитель.
Зачастую родителям приходится оплачивать и расходные материалы, например бумагу и картриджи для принтеров. За их счёт порой приобретают мебель и шторы, чистящие средства, туалетную бумагу. Из этих средств оплачивают услуги охранных организаций и даже труд уборщиц.
В ряде регионов органы прокуратуры уже открыли горячие линии для сбора информации о случаях сдачи денег «на шторы».
Однако доказать такой факт можно, лишь установив его, говорят юристы. Любое требование денег должно быть зафиксировано, будь то прямое предложение на родительском собрании или в телефонном мессенджере, пояснил «Октагону» адвокат Григорий Сарбаев. Он призвал не стесняться снимать видео, делать скриншоты – это те доказательства, без которых привлечение к ответственности будет затруднено. Получив их, можно обратиться в правоохранительные органы: прокуратуру, полицию или Следственный комитет.
«Правда на стороне родителей, финансирование образовательных услуг осуществляется за счёт ваших налогов, и дополнительные деньги чаще всего идут в карман недобросовестных педагогов». – Григорий Сарбаев, адвокат.
В общественной организации «Родительское собрание» подтвердили: поборы в том или ином виде существуют практически в каждой школе. Однако общественники призвали отличать добровольную помощь родителей от коррупции.
– Нет ничего плохого в том, если родители по доброй воле помогают учебному заведению, где учатся их дети. Другой вопрос, когда при поступлении ребёнка в первый класс с родителей требуют внести некий взнос в фонд школы. Вот это уже в чистом виде коррупция, – пояснил представитель организации.
Эксперты отмечают, что проблема поборов сегодня актуальна преимущественно для регионов. В российской столице незаконных взносов, как правило, нет, утверждает в беседе с корреспондентом издания директор московского центра образования № 109 Евгений Ямбург. По его словам, это «уголовщина в чистом виде, и за такое головой отвечает директор».
– Например, охрану московских школ финансирует городской бюджет. Но я знаю регионы, где на охрану учебных заведений сбрасываются родители. Ситуация очень разная. В регионах пресловутые поборы чаще всего связаны с хроническим недофинансированием, – рассказал Ямбург.
Однако в некоторых московских школах подчас существует скрытая коррупция. Например, в учебных заведениях создаются условно «элитные» классы, куда не принимают детей мигрантов, сообщил «Октагону» глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов:
– Хочешь попасть туда – заплати. Такая коррупция существует. А вот на лампочки и краску в столице деньги уже не собирают.
Михаил Белый
По материалам: “Октагон”