“Вопрос заполнения «Силы Сибири – 2», равно как и «Силы Сибири», остаётся открытым”
До конца текущего года должна быть завершена работа над технико-экономическим обоснованием (ТЭО) трансмонгольского газопровода «Союз Восток», по которому российский газ будет поступать на запад Китая. Труба станет частью «Силы Сибири – 2» – нового масштабного проекта «Газпрома», который можно считать правопреемником западной альтернативы «Силы Сибири». В своё время от альтернативы отказались. Почему идея строить возникла вновь, каковы ключевые риски и кто может стать выгодоприобретателем, выяснял «Октагон».
На смену «Алтаю»
О поставках газа из России в Китай по так называемому западному маршруту начали говорить около 20 лет назад. Изначально предполагалось, что труба пройдёт через Алтай, и проект газопровода получил одноименное название. В марте 2006 года во время визита Владимира Путина в КНР был подписан меморандум о поставках российского газа в Китай. В нём фигурировали два маршрута поставок: по газопроводу «Алтай» из Западной Сибири и по «Силе Сибири» – из Восточной.
Затем было решено ограничиться восточным маршрутом, который и был реализован. Отказ от алтайского проекта был продиктован главным образом технической сложностью реализации и экологическими рисками. Однако пару лет назад обозначились контуры нового проекта – его точный маршрут окончательно до сих пор не определён, однако известно, что труба пойдёт с запада Ямала через Красноярск и, вероятно, Иркутск. По сложности реализации он «Алтаю» не уступает.
Экспортная мощность газопровода может превысить мощность «Силы Сибири» более чем в 1,3 раза и составить 50 млрд кубометров в год. Протяженность трубы по территории России превысит 2 тыс. километров, далее в Монголии она соединится с 600-километровым газопроводом «Союз Восток» и придёт на границу с Китаем. Год назад глава «Газпрома» Алексей Миллер доложил Владимиру Путину о начале проектно-изыскательских работ над «Силой Сибири – 2».
Для работы над монгольской частью проекта в январе 2021 года в Монголии была зарегистрирована компания «Газопровод “Союз Восток”». А на недавнем Восточном экономическом форуме (ВЭФ-2021) монгольский президент Ухнаагийн Хурэлсух заявил, что проект «станет крупнейшим созидательным проектом Дальневосточного региона».
На сколько хватит «Сил Сибири»
В случае реализации проекта в перспективе совокупная экспортная производительность «Силы Сибири» и «Силы Сибири – 2» может составить почти 100 млрд кубометров газа в год. Однако это лишь на бумаге. На свою проектную мощность (38 млрд кубометров в год) «Сила Сибири» должна выйти к 2025 году. Пока объёмы прокачки значительно ниже. За первый год работы (с декабря 2019 по декабрь 2020 года) в Китай по новой трубе было поставлено менее 4 млрд кубометров газа. В этом году объёмы должны удвоиться. Пока «Газпром» лишь сообщает о превышении суточных поставок над контрактными обязательствами.
Общий годовой объём потребления газа в Китае превышает 300 млрд кубометров, из них импортируется около 140 млрд, значительная доля которого (90 млрд) приходится на сжиженный природный газ (СПГ). Основными конкурентами России в трубопроводных поставках газа в Китай являются Туркменистан, Узбекистан и Казахстан. В прошлом году из этих стран по газопроводу из Центральной Азии, введённому в эксплуатацию в 2010 году, было поставлено примерно в 10 раз больше, чем по «Силе Сибири», – почти 40 млрд кубометров природного газа.
Сотрудничество Китая и Туркмении наращивает обороты. В марте этого года глава КНР Си Цзиньпин в обращении к туркменскому руководству написал: «Китайская сторона готова продолжать наращивать сотрудничество с Туркменистаном в сфере природного газа».
Таким образом, для увеличения доли присутствия на китайском рынке России действительно необходимо иметь больше возможностей, а также более широкую ресурсную базу.
Сегодня «Сила Сибири» питается из Чаяндинского месторождения, ресурсы которого, по словам экспертов, ограничены. По оценкам партнёра консалтинговой компании Rusenergy Михаила Крутихина, после выхода на пик добычи в 14–15 млрд кубометров в год производство на Чаянде будет падать. В «Газпроме» заверяют, что в конце 2022 года подача газа в трубу должна начаться ещё с Ковыктинского месторождения. Однако и в отношении Ковыкты критики «Газпрома» выражают серьёзный скепсис.
Ресурсной базой «Силы Сибири – 2» будут месторождения Ямала. Однако вопрос в том, когда ещё фактически не начатый проект сможет выйти на приемлемую мощность. К тому же те же месторождения обеспечивают газом трубу «Ямал – Европа», от которой зависят западные потребители «Газпрома».
– Вопрос заполнения «Силы Сибири – 2», равно как и «Силы Сибири», остаётся открытым. Если будут заявлены ранее обозначенные газовые проекты на востоке России, будет сделан упор на форсированную и всеобъемлющую газификацию страны и одновременно сохранится сильный спрос на российский газ в Европе, то тогда, возможно, придётся их запитывать с какими-то ещё месторождениями, – говорит промышленный эксперт Леонид Хазанов.
Политические игры: кто кому угрожает
Здесь возникает ключевой вопрос – зачем в действительности нужна «Сила Сибири – 2». «Газпром» на этот раз удивительно откровенен. Год назад Алексей Миллер доложил президенту Путину следующее (цитата стенограммы с сайта Кремля):
«Без сомнения, реализация проекта “Сила Сибири – 2” позволит, во‑первых, нам соединить газотранспортные мощности на западе с газотранспортными мощностями на востоке. Владимир Владимирович, вы эту задачу всё время ставили – объединить в единую систему газоснабжения. Это также новые возможности для газификации Восточной Сибири и Забайкалья; это новый экспортный коридор с мощностью до 50 миллиардов кубометров газа и возможность поставлять газ с Ямала не только на европейский рынок, но и на азиатский».
В текущих условиях, когда отношения России и Европы напряжены, европейские подземные хранилища газа полупусты, а цены на газ бьют рекорды, это заявление представляется довольно зловещим. Напомним, что объявление о заключении 30-летнего контракта с Китаем относительно «Силы Сибири» тоже было своего рода декларацией и объявлением «восточного вектора» в ответ на антироссийские санкции, введённые после присоединения Россией Крыма. Эта угроза не возымела действия, поскольку «Сила Сибири» не отнимает газ, предназначенный для европейцев. Однако эту функцию сможет выполнить «вторая нитка».
Правда, «Газпром» сам себя ставит в не очень удобное положение.
Даже если предположить, что Европа испугается и согласится на запуск «Северного потока – 2», заполнять в этом случае вторую «Силу Сибири» будет затруднительно.
– Тут возникает серьёзная трудность – крупных месторождений в России не так уж много. Либо придётся сокращать поставки в Европу (что нежелательно), либо искать, разведывать и осваивать новые объекты, например на шельфе арктических морей (что сложно и затратно), – отмечает Хазанов.
Одновременно Россия попадает в зависимость от транзитной страны – Монголии, которая находится под влиянием Китая и может действовать в его интересах. Что до заключения контракта с непосредственным покупателем, об этом пока речь не идёт. При этом очевидно, что, пока контракта не будет, строительство не начнётся. В этом смысле козыри находятся в руках Пекина.
– Ключевой для «Газпрома» и России риск заключается в том, что власти КНР могут при желании использовать «Силу Сибири – 2» для получения выгодных им цен, поскольку делают ставку на диверсификацию закупок голубого топлива, как и Европа, не желая зависеть только от «Газпрома», – добавляет эксперт.
Кто точно не проиграет
Никаких данных касательно возможных сроков реализации проекта «Сила Сибири – 2» и требуемых инвестиций пока, конечно, нет. Единственное, чем можно оперировать, – это весьма условные прогнозы, построенные на сравнении с «Силой Сибири». «Стройка века» шла около четырёх лет. Итоговая стоимость строительства до сих пор не раскрыта, хотя известно, что она значительно превышает 1 трлн рублей, а сам проект при заложенных в контракт с Китаем условиях может не окупиться в течение нескольких десятилетий.
Исходя из этого, можно предположить, что и «Сила Сибири – 2» в теории и при благоприятных обстоятельствах может быть реализована примерно за пять лет. Объём же инвестиций и, главное, их источник обозначить гораздо труднее. В то, что сумма будет скромнее, верится с трудом. Что же можно утверждать точно, так это то, что, как и в случае с «Силой Сибири» и другими мегапроектами «Газпрома», при запуске строительства в безоговорочном выигрыше окажутся контрагенты, у которых после завершения крупных экспортных проектов не осталось крупных подрядов.
Напомним, что в 2018 году в майском отчёте Sberbank CIB аналитики привели данные, согласно которым «Газпром» теряет на строительстве «Силы Сибири» 11 млрд долларов. Согласно их подсчётам, проект «Алтай» обошёлся бы в пять раз дешевле, чем «Сила Сибири». Настоящую причину выбора не в пользу «Алтая» эксперты усмотрели в интересах основных подрядчиков «Газпрома» – «Стройгазмонтажа» Аркадия Ротенберга и «Стройтранснефтегаза» Геннадия Тимченко. Но вот после реализации более дорогостоящей «Силы Сибири» стало возможным вернуться и к западной версии газопровода. Правда, в своём видоизмененном состоянии она едва ли окажется в пять раз дешевле восточного маршрута.
Анна Таволга
По материалам: “Октагон”