Закрытые траты бюджета по разделу экономики в пандемию поставили рекорд

Закрытые расходы бюджета по разделу «Национальная экономика» в пандемийном 2020 году оказались рекордными — более 450 млрд руб. Эксперты не исключают, что это могло быть связано с субсидиями оборонному комплексу в пандемию

Закрытые расходы российского федерального бюджета по разделу «Национальная экономика» в пандемийном 2020 году поставили рекорд в современной истории России — 454 млрд руб., или 13% от всех расходов этого раздела, следует из официальных данных об исполнении бюджета в прошлом году (закон правительства об исполнении бюджета, Счетная палата, Федеральное казначейство), изученных РБК.

В бюджетной документации власти предлагают три базовых способа анализа расходов — по ведомствам, по госпрограммам и по тематическим разделам, последний позволяет сказать, сколько ассигнований проходит по закрытой части, в том числе описывается секретными приложениями к бюджету. Такие расходы, по определению, известны только на агрегированном уровне.

Как правило, основная часть закрытых расходов бюджета сосредоточена в «силовых» разделах — национальная оборона и национальная безопасность и правоохранительная деятельность. Но в 2020 году увеличилась доля закрытых расходов по разделу национальной экономики — до 13% по сравнению менее чем с 5% годом ранее. В 2021 году, согласно закону о бюджете, она вновь опустилась — до 2,4%. А внесенный в Госдуму 30 сентября проект бюджета на предстоящие три года предусматривает, что закрытые расходы раздела «Национальная экономика» и в следующем году составят 2,5% расходов раздела, или 87 млрд руб.

Почему расходы по разделу экономики могут засекречиваться

В целом в 2020 году на «гражданские» разделы бюджета (общегосударственные вопросы, национальная экономика, социальная политика, здравоохранение, культура и т.д.) пришлось 838 млрд руб. закрытых расходов. В том числе в разделе «Национальная экономика» по таким статьям прошли расходы на 454 млрд руб., из которых подавляющее большинство — в подразделе «Другие вопросы в области национальной экономики», остальное — в подразделах «Связь и информатика» и «Прикладные исследования».

Исходя из ведомственной структуры открытой части расходов крупнейшими распорядителями бюджетных средств по подразделу «Другие вопросы в области национальной экономики» в 2020 году были Минпромторг (328 млрд руб.), Минфин (170 млрд руб.), Минэкономразвития (143 млрд руб.), Минэнерго (106 млрд руб.), Казначейство (103 млрд руб.), «Росатом» (91 млрд руб.) и «Роскосмос» (43 млрд руб.). По закрытой части по определению распределение получателей неизвестно.

Закрытые расходы в несиловых разделах бюджета — это те, что идут на учреждения и предприятия, выполняющие какие-то секретные функции: в образовании — на вузы, которые готовят военных и специалистов, связанных с гостайной, в национальной экономике — на предприятия, производящие продукцию двойного назначения, сказал РБК директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. По линии программы космической деятельности («Роскосмос») или развития ядерного комплекса («Росатом») тоже могут быть секретные статьи расходов, добавил эксперт.

В 2019 году Международный валютный фонд (МВФ) рекомендовал российским властям сокращать долю закрытых расходов федерального бюджета, которая в последние годы колеблется в районе 16–17% от общих расходов.

Чем может объясняться рост закрытых расходов

По словам Климанова, в кризисный пандемийный год государство предоставляло большие объемы поддержки системообразующим предприятиям, в том числе оборонно-промышленного комплекса, — отсюда рост расходов. Предприятия, работающие не на свободном рынке, больше зависят от субсидий из бюджета, ведь сокращение оборонзаказов грозило бы банкротством таких предприятий, считает Климанов: «Допустить банкротство предприятий, оказавшихся в условиях санкций, но выпускающих стратегически важную продукцию, государство не может».

«Оборонную сферу, как и другие отрасли экономики, нужно было поддерживать в пандемию. Думаю, что рост расходов по этой статье в 2020-м объясняется коронакризисом», — говорит и ректор Российской экономической школы (РЭШ) Рубен Ениколопов. Он также предположил, что скрытыми могут быть расходы, например, на кибербезопасность — «в прошлом году в этой сфере был взрыв активности».

Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

В целом, по данным Счетной палаты, в пандемийном 2020 году ведомства предоставили из федерального бюджета субсидии юрлицам на 1,15 трлн руб. — на 34% больше, чем в 2019-м, следует из заключения аудиторов на закон об исполнении бюджета прошлого года, представленного в конце сентября. Наибольший их объем был выделен именно в рамках раздела «Национальная экономика» — 676 млрд руб. В конце 2020 года власти прекратили публичный доступ к реестру субсидий, который размещался на госпортале «Электронный бюджет» и позволял увидеть индивидуальные субсидии гражданским компаниям. В частности, распределение бюджетных ассигнований на предоставление бюджетных инвестиций юрлицам со стороны «Роскосмоса» и «Росатома» является секретным, следует из закона о бюджете.

РБК направил запросы в Минфин, Минпромторг, Минэкономразвития, госкорпорацию «Роскосмос».

Иван Ткачёв, Инна Деготькова

По материалам: “РБК”

Ранее

«Коммерсантъ» назвал претендентов на покупку банка «Открытие»

Далее

$385 млрд скрытых долгов

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru