Готовы ли россияне к «гибридному» труду
Согласно данным социологов, пока только 52% российских работодателей планируют сохранить в 2022 году для своих сотрудников гибридный формат работы. Кроме того, на пути его повсеместного внедрения часто стоит неспособность кадров к самоорганизации на удаленке, считают в Национальном агентстве развития квалификаций. Как проходит гибридизация трудовых отношений в РФ, разбирались «Известия».
Не всем по плечу
Для успешной работы удаленно специалист должен быть достаточно дисциплинированным и автономным, способным на самостоятельное планирование работы — а такие работники в России пока в дефиците. Об этом заявил «Известиям» первый заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Павел Свистунов.
Дефицит кадров нужной квалификации признали около 50% компаний, принявших участие в опросе РСПП. Это вынуждает работодателей выбирать новые форматы, такие как гибридный график.
— 52% работодателей говорят, что в грядущем году планируют сохранить для своих сотрудников гибридный формат работы: несколько раз в неделю приходить в офис, а остальное время работать из дома, — сообщила операционный директор рекрутинговой компании Hays Ольга Шамбер. — Только 22% опрошенных компаний собираются вводить постоянное посещение офиса для всех сотрудников.
С ее слов, для многих компаний гибридный формат работы становится «новой нормой». Российские фирмы более строго относятся к удаленной работе по сравнению с западными. Традиционно более консервативны в этом отношении компании в банковском секторе или ритейле. Более свободно к формату работы подходят в сфере IT и стартапы.
Согласно выводам исследования Hays «Релокация сотрудников», 20% сотрудников рассказывают, что в их компании можно договориться с руководством об удаленной работе из любого города России. 13% констатировали, что такое возможно лишь в порядке исключения. 28% уверены, что такие варианты были возможны только в период полного перехода всей компании на удаленку, а 29% профессионалов из разных сфер проинформировали, что «так в их организации не работают».
Наиболее значимым мотивирующим фактором удаленная работа является для сотрудников старшего возраста (после 55 лет) и специалистов 25–28 лет. «Очень важной» назвали возможность удаленной работы 56% респондентов 29–33 лет, 52% сотрудников 34–40 лет, 43% специалистов 41–54 лет. Как ни странно, менее всего интересует удаленка молодых респондентов до 24 лет. Ее принципиальную важность подчеркивали всего 33% участников опроса в этой возрастной группе.
— Важный момент связан сейчас с нормативным регулированием удаленной работы, — рассказали «Известиям» в Hays. — Пока многие вопросы остаются неурегулированными, в том числе работа специалистов из других городов и стран. Но в целом работодатели сейчас намного более лояльно относятся к удаленному формату работы. И мы пока не фиксируем сокращения зарплат при переводе сотрудников на удаленку.
Формат «неподходящий»
Во время пандемии многие компании перешли на дистанционный формат, но для большинства работодателей такой режим работы оказался неподходящим, полагает директор по персоналу и организационному развитию сервиса «Работа.ру» Юлия Санина.
— Для некоторых специалистов офис стал необходимостью, — говорит Юлия Санина. — По нашим данным, каждый третий россиянин, работающий удаленно, хотел бы приходить несколько раз в неделю в офис. Можно предположить, что гибридный формат будет набирать популярность в сферах с возможностью удаленной работы.
По данным последнего исследования сервиса «Работа.ру», в настоящий момент лишь 13% компаний уже работают в гибридном формате, а 28% — планируют дать сотрудникам право самим выбирать удобный график.
При этом, по оценкам SuperJob, сотрудники, переведенные на удаленку из-за пандемии COVID-19, сегодня есть в каждой четвертой компании, в декабре прошлого года дистанционный формат практиковало вдвое большее число работодателей. 24% менеджеров по персоналу сообщили, что в их компаниях есть сотрудники, работающие дистанционно из-за пандемии коронавируса.
В соответствии с сентябрьскими данными исследовательского центра SuperJob, удаленные сотрудники есть в 65% московских компаний и в 59% компаний Санкт-Петербурга. Из числа компаний в Москве, чьи сотрудники работают удаленно, 31% трудится дистанционно из-за пандемии коронавируса, а в 42% компаний — работают так на постоянной основе. В 35% компаний нет сотрудников, работающих удаленно. В Санкт-Петербурге таких работников 30%, 35% и 41% — соответственно. Чаще всего на удаленку переводят IT-специалистов (24% компаний, где действует дистанционный режим работы из-за пандемии), бухгалтеров (21%) и специалистов по продажам (18%). Весь офисный персонал перевели на дистанционную занятость только 11% работодателей.
Революция «гибрида»
Переход на гибридный формат в РФ не только возможен, но уже неизбежен, убеждена партнер коммуникационного агентства Comagency Елена Жуковская. По ее оценкам, многие, особенно небольшие фирмы, еще несколько лет назад перешли на такой формат работы в целях оптимизации затрат. Особенно это актуально для крупных городов с высокими ставками арендной платы. Это же дало стимул к активному росту рынка коворкингов.
— Многое зависит от бизнеса и от формата задач, который выполняет конкретный сотрудник, поэтому всё начинается с анализа бизнес-процессов и необходимости присутствия сотрудника в офисе, — говорит Елена Жуковская. — Но в итоге, если задачи работающих удаленно сотрудников распределены грамотно, KPI понятны и каналы коммуникации отлажены, то бизнес от этого останется только в выигрыше. Уже доказано, что эффективность при правильно выстроенной удаленной работе не только не падает, но чаще повышается.
Помимо этого, развивает свою мысль эксперт, гибридный формат может дать положительный эффект и в том, что транспортная инфраструктура ощутит снижение нагрузки, экологическая ситуация улучшится, а социальная среда получит больше людей с устойчивой психикой, поскольку освободившееся время люди смогут использовать для отдыха и досуга с семьей.
Хотя в крупных корпорациях, а также на производственных предприятиях представить гибридный формат достаточно сложно, во многих компаниях среднего и малого бизнеса сегодня это оптимальное решение.
Более скептично настроен проректор Академии труда и социальных отношений, проректор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов: «В ближайшем будущем ждать революции в удаленной форме занятости не приходится».
— Структура экономики и, соответственно, рабочих мест предполагает значительное количество работников, которые работали и продолжат работать на предприятиях и в организациях очно, — говорит Александр Сафонов. — Станочник, водитель, врач или сантехник, осуществляющие трудовые действия из дома, сидя за компьютером, пока остаются в области фантастики.
По его суждению, смешанный режим занятости (дистанционный и очный) останется для вспомогательных трудовых задач — бухгалтерия, логистика, документооборот, частично управление.
— Российская экономика сейчас в некотором смысле опережает в области онлайн-работы страны ЕС, — рассказывает Сафонов. — Это связано с тем, что онлайн-системы очень активно внедряются в сфере финансов, страхования и госуправления, а также интернет-торговли.
Но это, акцентирует специалист, в большой степени влияет и на общее сокращение рабочих мест.
— Всё же я думаю, что «революция» уже случилась, когда мы массово перешли на удаленку, — дискутирует с Александром Сафоновым директор по трансформации бизнесa из компании КРОК Полина Хабарова. — Сейчас у многих компаний появились возможности и даже ресурсы на поиск лучших инструментов для гибридной работы.
Эксперт полагает, что гибридный офис сегодня — самый оптимальный формат, к которому привыкли и сотрудники, и работодатели. По опросам JLL, большинство людей позитивно оценивает опыт работы из дома — это удобно и помогает экономить деньги на питании и транспорте. К тому же пандемия еще не закончилась, и все на практике убедились, что эффективность работы дома не падает.
— Но я бы не назвал это революцией — в том или ином виде эти практики существовали всегда, — говорит партнер Artisan Group Александр Филимонов. — Более того, их развитие началось задолго до пандемии — наиболее ценные и опытные кадры уже начинали так выстраивать рабочие процессы, чтобы какую-то часть времени работать из дома. Скорее всего, гибридный формат коснется менеджмента среднего звена и сотрудников, работающих на проектной основе. В крупных компаниях, несмотря на консерватизм, который чаще всего выражается в очень серьезных требованиях безопасности, какое-то время будет больше противников гибридного формате, чем сторонников. Но уже в 2022 году удаленными будут, скорее всего, не менее половины бизнес-процессов.
Что говорит о новом формате закон
Юридически право на удаленную или гибридную работу, если вид деятельности ее позволяет, у россиян есть, подчеркивает директор по продажам и маркетингу ANCOR Наталья Щербакова. Но при переходе в новый формат работодатели и сотрудники сталкиваются с несколькими сложностями.
Один из основных вопросов — техника для работы дома. Согласно новой редакции ст. 312.6 ТК РФ (вступила в силу с 1 января текущего года), работодатель должен предоставить свое оборудование, а также выплатить компенсацию за электричество и интернет. В свою очередь, сотрудник может использовать свое оборудование, а работодатель будет выплачивать за это компенсацию. Но никаких формул для расчета компенсаций на данный момент в законе не приведено, указывает Наталья Щербакова. И на практике ее можно получить только при условии, что работодатель сам ее захочет как-то оформить, например, в виде премии.
Стоит напомнить, что с января текущего года вступили в силу изменения трудового законодательства в части совершенствования правового регулирования дистанционной работы — Федеральный закон от 08.12.2020 № 407-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ в части регулирования дистанционной (удаленной) работы».
— Теперь на законодательном уровне установлено, что понятие «дистанционная работа» и «удаленная работа» — это синонимы, — объяснил заместитель председателя МКА «Клишин и партнеры» Андрей Шугаев. — И очень важно, что с этого года укрепилось понятие «дистанционный работник». При определении понятия «дистанционный работник» новый закон указывает, что это лицо, выполняющее работу и взаимодействующее с работодателем не только посредством информационно-телекоммуникационных сетей (Интернета), но и сетей общего пользования. Таким образом, к дистанционной работе теперь относится и взаимодействие с персоналом по телефону, мессенджерам, с помощью SMS и т. п.
Андрей Шугаев указывает также, что в связи с переходом на удаленку или смешанный формат труда зарплата не должна снижаться (ст. 312.6 ТК РФ). А еще немаловажно и то, что появился ограниченный перечень специальных оснований увольнения дистанционных работников.
— Таким образом, единственный способ остаться на удаленке, если компания удаленку не поддерживает, — перейти в другую компанию, — говорит продакт-менеджер «Хабр Карьеры» Артем Зыза. — Сотрудник может подать заявление о переводе на удаленку, если есть уважительная причина (например, несовершеннолетние дети, которые не ходят в школу из за ковида) — но решение всё равно остается за работодателем, юридически никто никому ничего не обязан в таких случаях.
— Пока что часто встречаются консервативные руководители — в основном это люди взрослые и не слишком дружащие с цифровыми технологиями, которые предпочитают сами сидеть в офисе и хотят, чтобы их команды сидели рядом с ними, чтобы лично ставить задачи. Но замечательно, что подрастает новое поколение руководителей, которые точно будут поддерживать гибридный формат работы, и постепенно он станет новой нормой, — резюмировала директор по маркетингу Kelly Services Жанна Волкова.
Дмитрий Алексеев
По материалам: “Известия”